Innervisions


Innervisions (рус. Внутренние видения) — шестнадцатый студийный альбом американского музыканта Стиви Уандера, выпущенный 3 августа 1973 года лейблом Motown Records, один из альбомов его «классического периода». Девять треков на альбоме охватывают широкий круг проблем и вопросов: злоупотребление наркотиками в «Too High», социальные проблемы в «Living for the City», тема любви в балладах «All in Love Is Fair» и «Golden Lady».

Так же, как и на большинстве альбомов Стиви Уандера, авторство и продюсирование Innervisions — почти полностью его собственная работа. На протяжении всего альбома заметно использование синтезатора ARP, который был общим мотивом для всех музыкантов того времени. Уандер стал первым чернокожим музыкантом, который экспериментировал с этой технологией в массовом масштабе, и Innervisions имел большое влияние на все последующие коммерческие релизы «чёрной» музыки. Уандер также играл на всех или практически всех музыкальных инструментах при записи шести из девяти треков на альбоме. Эта пластинка является первой полностью написанной Уандером.

Через три дня после коммерческого релиза Innervisions Уандер давал концерт в городе Гринвилл, штат Южная Каролина. На обратном пути Уандер заснул на переднем сидении, за рулём был его друг Джон Харрис; они двигались по извилистой дороге. Навстречу им двигался грузовик, перевозивший брёвна. Внезапно водитель грузовика нажал на тормоз, брёвна полетели вниз, и одно из них ударило Уандера прямо в лоб. В течение четырёх дней он пребывал в коме, вызванной ушибом мозга[18].

После аварии Стиви Уандер полностью потерял обоняние. Он боялся того, что также утратил возможность играть на музыкальных инструментах, но этого не случилось. Лечение и восстановление заняло более года, и случившееся полностью изменило мировоззрение Уандера: он считал, что это был второй шанс, данный ему для того, чтобы он ценил жизнь и делал что-то большее.

Несмотря на то, что альбом был записан и выпущен до автокатастрофы, большинство людей соотносили его именно с быстрым выздоровлением музыканта. Так же, как и предыдущие альбомы Music of My Mind и Talking Book, Innervisions был тепло принят большинством критиков. Универсальные музыкальные способности Уандера получили особенно высокую оценку. В газете The New York Times писали: «Стиви идентифицирует себя как бандита и как гения, продюсирует, пишет, аранжирует, поёт и, на нескольких треках, играет на всех музыкальных инструментах. В центре его музыки — звук того, что реально. В плане вокала он остаётся изобретательным и бесстрашным, он поёт всё, что слышит: рок, фолк и все формы „чёрной“ музыки. Общая сумма этих различных компонентов — удивительное знание, потреблённое и затем разделённое артистом, который достаточно свободен для того, чтобы делать и то, и другое»[19].