Iter Lapponicum


Iter Lapponicum (с лат. — «Лапландское путешествие», или «Лапландский поход») — дневник шведского натуралиста Карла Линнея (1707—1778), который он вёл на протяжении своей одиночной экспедиции по Лапландии в 1732 году. Был написан на шведском языке, впервые издан — на английском языке в 1811 году под названием Lachesis Lapponica: A Tour in Lapland (с англ. — «Лапландская Лахесис: путешествие в Лапландию»), в 1913 году — впервые издан на языке оригинала. Представляет значительную этнографическую ценность[⇨].

По мнению Киана Даффи, профессора английской литературы Лундского университета, текст Линнея по своему характеру типичен для натурфилософских текстов XVIII века: их авторы не считали нужным придерживаться ни каких-либо жанровых границ, ни границ между различными научными дисциплинами. Iter Lapponicum — это, одновременно, и дневник Линнея для записей частного характера, и путевые заметки, и научный отчёт[1].

Линней в течение пяти месяцев, с 12 мая по 10 октября 1732 года, путешествовал по шведской и норвежской Лапландии, а затем по Финляндии (которая в то время была частью Швеции). Двигаясь вдоль побережья Ботнического залива и предпринимая длительные путешествия вглубь Скандинавского полуострова, он преодолев в общей сложности более двух тысяч километров. Во время своего путешествия Линней исследовал и собирал растения, животных и минералы, а также разнообразные сведения о культуре и образе жизни местного населения, в том числе о саамах (лопарях). Добравшись до Або (Турку), он на корабле переплыл Ботнический залив и вернулся в исходный пункт своего путешествия — Уппсалу[2].

Материалы Iter Lapponicum — один из немногих источников XVIII века, в котором есть сведения по этнографии саамов (лопарей), коренных жителей Лапландии[3]. Ценность этого источника связана в том числе и с тем обстоятельством, что нет или почти нет других свидетельств о том образе жизни, которую вели жители некоторых районов в ту эпоху. К примеру, Линней описывает культуру лесных саамов, при этом многие элементы этой культуры к началу XX века, когда стали проводиться регулярные и планомерные исследования этой этнической группы, были уже полностью утрачены[4]. Ещё одной причиной, почему дневник Линнея имеют существенную научную ценность, является то обстоятельство, что он в своих записях очень внимателен к деталям[3].

Дневник Линнея при его жизни так и не был опубликован. Вместе со множеством других предметов, составивших так называемую Коллекцию Линнея, эти записи были куплены молодым богатым английским натуралистом Джеймсом Эдвардом Смитом (1759—1828) и в 1784 году вывезены из Швеции в Великобританию.