Японская ролевая игра


Японская ролевая игра (англ. Japanese role-playing game или JRPG) — поджанр, выделяемый среди компьютерных ролевых игр. Игры этого жанра имеют схожие, узнаваемые особенности стиля, подачи сюжета и игровой механики, разительно отличающие их от RPG «западного образца» (англ. Western-style RPG)[1].

Большинство таких игр было разработано в Японии и в первую очередь для внутреннего японского рынка для игровых приставок. Первой игрой поджанра JRPG считается Dragon Slayer, вышедшая в Японии в 1984 году и имеющая множество продолжений и подражателей. Западному миру поджанр JRPG стал знаком в 1986 году с выходом на игровой приставке Nintendo Entertainment System игры Dragon Quest. К современным японским ролевым играм относятся популярные серии Final Fantasy, Pokemon, Megami Tensei, Digimon world, Tales и Persona[2][3][4].

Определение игр как «японских» не ограничивается страной выпуска игры: так, некоторые выпущенные в США и Европе компьютерные ролевые игры описывались как игры «в духе JRPG»[5].

Принятый в русскоязычном игровом сообществе термин JRPG указывает, в первую очередь, на страну происхождения игры — бо́льшая часть игр этого поджанра действительно разрабатывается в Японии[1][2] (несмотря на существование JRPG неяпонского происхождения[5]). Поскольку наиболее популярной игровой платформой в Японии являются консоли, большинство JRPG существует именно на консолях — отсюда другой термин: «приставочные ролевые игры» или «консольные ролевые игры» (англ. Console Role-Playing Game). Как правило, в англоязычной игровой прессе используется именно последнее наименование. Оно нередко является причиной определённой путаницы, так как многие компьютерные ролевые игры издаются как на персональных компьютерах, так и на игровых консолях.

Наименование «японская ролевая игра» также порождает некоторую путаницу, так как тем же самым названием нередко описывают и разработанные в Японии настольные ролевые игры.

Как правило, JRPG обладают развитым, насыщенным событиями и неожиданными поворотами, более или менее линейным сюжетом, «ведущим» за собой игрока. Предполагается, что игрок внимательно следит за развитием сюжета и получает удовольствие от наблюдения за его перипетиями; в этом JRPG ближе к литературе и кинематографу, чем к компьютерным ролевым играм[1][6]. Основным методом подачи сюжета в JRPG являются разыгрываемые на движке игры сцены или видеоролики, зачастую весьма продолжительные: так, в Xenosaga Episode I: Der Wille zur Macht длительность некоторых неинтерактивных сюжетных сцен превышает 45 минут[7].