Jobs to Be Done


Jobs to Be Done (JTBD, работа для выполнения) — методология, используемая в разработке программных продуктов и в разработке дизайна цифровых продуктов. Позволяет разрабатывать и запускать продукты, которые пользователи «нанимают», чтобы выполнить какую-либо работу вместо себя.

Сам метод начал использоваться еще в 90-е компанией Intercom, но еще не назывался термином Jobs to Be Done[1].

Но основоположником считается американский ученый Клейтон Кристенсен, который смог сформулировать ценности подхода[2]. Кристенсен же был основным популяризатором метода до своей смерти. Он настоял на том, что метод персон больше неэффективен в разработке как цифровых, так и физических продуктов. По теории Кристенсена, разрабатывая новый товар, услугу, интерфейс или программное обеспечение, в меньшей степени важны характеристики пользователя, а в большей те обстоятельства, в которых будет использоваться продукт. "Обстоятельства, в которых потребитель «нанимает» продукт более важны, чем портрет потребителя, свойства продукта или тренды[3].

В 2007 году Кристенсен объяснил принцип Jobs To Be Done на примере продаж молочных коктейлей в сети McDonald’s. Согласно исследованию самой компании, потребители покупают молочный коктейль не из-за предпочтений, социально-демографических характеристик, или трендов — они «нанимают» коктейль, чтобы выполнить определенную работу в определенных обстоятельствах. Потребитель, в основном это мужчина 20-50 лет, покупает коктейль, чтобы выпить его по дороге на работу. Потребителю важно, чтобы этот продукт был достаточно сытным, не заканчивался 30 минут, в которые в среднем человек едет на работу, не вываливался бы из упаковки, и был бы достаточно удобным для употребления за рулем. Описание этих обстоятельств и есть работа, которую для потребителя проделывает продукт[4]. Компания сделала сами коктейли гуще, и представила возможность покупать их не заходя в заведение — и продажи коктейлей выросли.

Jobs To Be Done используют Amazon, Uber, Airbnb, Twitter[6], LinkedIn[7], Tilda и многие другие цифровые компании. Подход используется в заказной разработке ПО, сайтов и приложений[8]. А также есть примеры использования в консервативном бизнесе, например производство алкогольных ликеров для коктейлей[9].