Junkers Jumo 004


Jumo-004— (Jumo 109—004) первый в мире серийный газотурбинный двигатель. Конструкторы двигателя — Ансельм Франц и Отто Мадер из моторного отдела фирмы «Юнкерс», (Junkers Motorenbau) сокращённо «Jumo». Министерство авиации, RLM, являвшееся инициатором разработки газотурбинных и ракетных двигателей, проходившей в обстановке строгой секретности, присваивало им префиксный индекс «109». Соответственно двигатель фирмы BMW получил обозначение 109—003, а двигатель фирмы «Юнкерс» обозначение 109—004.

Двигатель Jumo-004 не планировалось устанавливать на новый реактивный перехватчик (самолёт конструировался как перехватчик) «Мессершмитт» Ме-262, перехватчик проектировался под ТРД BMW P 3302 (BMW-003), но двигатель БМВ не удалось довести до заданных характеристик в необходимые сроки и новый реактивный самолёт было решено снабжать уже доведёнными до серийного производства ТРД Jumo-004.

Существовало значительное количество модификаций двигателя, различавшихся по техническим характеристикам, комплектации, установкой дополнительного оборудования. Часть модификаций устанавливалась на серийные самолёты, а часть проходила испытания. Первый двигатель носил индекс Jumo-004A. Цель при разработке Jumo-004A состояла получении работоспособного двигателя в кратчайшие сроки, не принимая во внимание массу двигателя, производственные соображения, или использование дефицитных (стратегических) материалов. Хотя А. Франц был знаком с центробежным компрессором по его прежним работам с турбонагнетателями, тем не менее, он выбрал схему осевого компрессора, поскольку был убеждён, что лобовое сечение имеет принципиальное значение, и, что выигрыш по эффективности может быть получен лишь при осевой схеме[1].

Тем не менее Jumo-004A не мог быть запущен в массовое производство, как из-за его массы (850 кг), превышавшей расчётные нормативы, так и по причине широкого использования в его конструкции сплавов, содержащих дефицитные никель и молибден. Ансельм Франц осознавал, что для уменьшения использования остро дефицитных (в Германии) материалов двигатель должен был быть переконструирован[1]. Конструктивно модификация двигателя 004B была доработана так, что содержала минимум таких материалов.

Двигатели Jumo-004B — серийные, строились большой серией[2]. Jumo-004B-1 а затем и Jumo-В-2 и Jumo-В-3 оснащался пусковым двухтактным бензиновым стартером «Riedel».

Jumo-004E — второй тип двигателя (после испытанного ещё в 1944 году в Великобритании на Gloster Meteor I двигателя Power Jets W.2/700), который оснащён форсажной камерой (трубой дожигания)[3]. Изготовлен в 1945 году, применялся после войны в СССР под обозначением РД-10ЮФ.