Юнкерс Ю-13


Юнкерс Ю-13 (нем. Junkers F.13), первоначальное наименование J 13 — немецкий пассажирский самолёт разработки и производства компании Юнкерс. F.13 стал первым самолётом, изначально проектировавшимся в качестве пассажирского. Разработка велась под руководством О. Ройтера. F.13 представлял собой одномоторный моноплан, вмещавший 2-х членов экипажа и 4-х пассажиров. Первый полет F.13 совершил в 1919 году. Серийный выпуск продолжался до начала 30-х годов. Было выпущено около 332 экземпляров различных модификаций. 110 экземпляров эксплуатировались авиакомпанией Lufthansa, остальные экспортированы в десятки стран мира.[1]

До 1918 года ни одна из стран, способных производить летательные аппараты, не использовали самолеты в качестве воздушного транспорта. И не было ни одного пассажирского самолёта, который можно было бы использовать как базу для серийного производства. Одним из первых, кто решил создать первый в мире чисто пассажирский самолет, был профессор Гуго Юнкерс[2].

Проектирование нового самолета началось в конце 1918 году. Разработка велась под руководством главного конструктора фирмы Отто Ройтера. При проектировании за основу был взят штурмовик J-10, который по окончании Первой Мировой войны был приспособлен для перевозки пассажиров. По сравнению со штурмовиком на проектируемом самолете были увеличен размер фюзеляжа, для возможности размещения четырех пассажиров и заново спроектировано толстое крыло, что позволило разместить в нем топливные баки[2].

Постройка первого самолета началась в феврале 1919 года и завершилась к июню. Первый самолет назвали "Annalise" в честь Анны Луизы жены принца Леопольда. Первый полет самолет совершил 25 июня и в тот же день совершил второй полет с шестью пассажирами на борту. В сентябре "Annalise" установил неофициальный мировой рекорд - самолет достиг высоты 6750 м, имея на борту восемь пассажиров[2].

Испытания проходили успешно. Второй самолет, названный "Hertha", совершил полет в июле 1919 года. К этому времени авиалайнер получил сертификат, позволявший использовать его на авиалиниях. Характеристики Junkers J13 обеспечивали самолету высокие показатели маневренности и не вызывали проблем с управлением. Самолет сразу запустили в серийное производство под обозначением F 13[2].

При организации производства Гуго Юнкерсу пришлось столкнуться с положениями Версальского договора, который накладывал ограничения на производство самолетов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F 13 попал под первую редакцию этих ограничений. Вдобавок страны победительницы ввели запрет на экспорт немецких самолетов[2].