Junkers Ju 52


Юнкерс Ю 52/3м (нем. Junkers Ju 52/3m, 3m в обозначении означает drei Motoren с нем. — «трёхмоторный») — немецкий пассажирский и военно-транспортный самолёт, а также бомбардировщик. Производился компанией Junkers с 1932 по 1945 год.

Самолёт получил неофициальные прозвища: «Tante Ju» — «Тётушка Ю» и «Железная Анни», во время гражданской войны в Испании — «Pava» («Индюшка»).

После окончания Первой мировой войны фирма «Юнкерс» основное внимание уделяла разработке гражданских самолётов для грузоперевозок. В 1928 году перед конструкторами фирмы была поставлена задача — создать дешёвый, надёжный, простой в обслуживании и производстве самолёт. Проектирование началось в 1930 году под руководством главного конструктора фирмы Эрнста Цинделя[1].

Проект был завершён в том же году. Первоначально это был одномоторный самолёт, во многом повторяющий конструкцию самолёта Junkers W-33. Но при проектировании в конструкции была предусмотрена возможность установки трёх двигателей без дополнительных доработок. Самолёт создавался как грузовой, однако предусматривалась возможность переоборудования его в пассажирский[1].

Построенный в 1930 году прототип Юнкерс Ю 52 имел один двигатель и характерный фюзеляж из гофрированного металла. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ на левом борту и в верхней части фюзеляжа были оборудованы грузовые люки. В октябре 1930 года Ju-52 совершил первый полёт, а в феврале 1931 года был продемонстрирован публике в берлинском аэропорту Темпельхоф. По итогам прохождения испытаний число двигателей было доведено до трёх, и самолёт получил обозначение Ju 52/3m. Добавление двух двигателей значительно улучшило лётные характеристики Ju 52[2].

Первый полёт трёхмоторного самолёта состоялся в апреле 1931 года. Прирост мощности силовой установки дал значительный эффект. Возросла максимальная скорость со 195 км/ч до 270 км/ч. 2000 кг груза самолёт перевозил на расстояние 1400 км при крейсерской скорости 230 км/ч[2].