Kawasaki Ki-10


Kawasaki Ki-10 (яп. 川崎機10 Кавасаки Ки-дзю:) — истребитель-биплан, разработанный фирмой Kawasaki под руководством Такэо Дои. Полное обозначение — истребитель армейской авиации «Тип 95» (яп. 九五式戦闘機 Кю:го-сики Сэнто:ки). Первый полёт прототипа состоялся в марте 1935 года, самолёт был принят на вооружение Императорской армии Японии в 1935 году. В ВВС СССР носил условное обозначение И-95, получил кодовое имя ВВС союзников Perry («Пэрри»).

В 1920-е годы Япония не имела собственной школы самолётостроения и сильно отставала в развитии авиации. В это время Германия, обладавшая большим количеством высококвалифицированных авиаинженеров, по условиям Версальского договора, не имела право строить военные самолёты[1]. Фирма Kawasaki решила прибегнуть к помощи иностранных специалистов и пригласила на должность главного конструктора немецкого инженера Рихарда Фогта. За время работы в конструкторском бюро фирмы немецкий специалист успел подготовить коллектив способных авиационных специалистов[1].

В сентябре 1934 года фирма Kawasaki получила задание от командования армейской авиации спроектировать истребитель-биплан, а фирма Nakajima истребитель-моноплан. Первому проекту было присвоено армейское обозначение Ki-10, а второму Ki-11. В марте 1935 года прототип Ki-10 совершил первый полёт. При проведении сравнительных испытаний истребителей Kawasaki Ki-10 и Nakajima Ki-11, предпочтение было отдано Ki-10 с его лучшей манёвренностью, хотя по скорости он уступал Ki-11[1].

Выявленные при испытаниях недостатки и замечания исправили на других опытных образцах. Второй прототип имел мелкие улучшения, а основные изменения специалисты фирмы внесли в конструкцию третьего и четвёртого прототипов. На третьем установили трёхлопастный металлический винт и использовали потайную клепку для крепления обшивки. На четвёртом прототипе, для улучшения устойчивости, увеличили поперечное V крыла[1].

Истребитель Ki-10-1 был принят на вооружение и получил обозначение «Истребитель армейский Тип 95 модель 1». С фирмой Kawasaki был заключен контракт на поставку 320 экземпляров. Серийные самолёты были идентичны третьему прототипу. Всего с декабря 1935 года по октябрь 1937 года в войска было поставлено 300 самолётов Ki-10-1. В войска самолёт начал поступать с декабря 1935 года. Военные пилоты высоко оценили манёвренность и скороподъёмность нового истребителя, но отмечали недостаточную путевую устойчивость, затруднявшую прицеливание и ведение огня. В октябре 1937 года фирмой «Kawasaki» была представлена новая модификация, получившая наименование Ki-10-II. Проведенная модернизация позволила улучшить маневренность и путевую устойчивость самолёта. До окончания производства этого самолёта, в декабре 1938 года, было изготовлено ещё 290 экземпляров Ki-10-II[2].

Истребитель Kawasaki Ki-10 был классическим бипланом с открытой кабиной, имел неубирающиеся трёхстоечное шасси с хвостовой опорой, цельнометаллический каркас с полотняной обшивкой.