Tachikawa Ki-36


Ki-36 —Армейский тактический разведчик/легкий штурмовик, одномоторный моноплан цельнометаллической конструкции.

Принят на вооружение японской армии в 1938 году под наименованием "самолёт непосредственной поддержки армейский" тип "98-Chokkyo".

В мае 1937 года технический отдел штаба японской армейской авиации (Koku Hombu) объявил конкурс на создание двухместного одномоторного самолёта непосредственной поддержки наземных войск. В техническом задании на конкурс было указано, что проектируемый самолёт должен обладать высокими скоростными характеристиками, действовать с передовых необорудованных аэродромов, а также обладать хорошим обзором из кабины и высокой манёвренностью на малых высотах[1].

В задании на разработку кроме поддержки наземных войск самолёт должен был проводить тактическую разведку обладать функциями лёгкого бомбардировщика и учебного для повышения летной подготовки. Поскольку в это время остальные японские авиастроительные фирмы были загружены военными заказами, контракт на разработку нового самолёта был заключен с фирмой Tachikawa, до этого занимавшейся учебными и спортивными самолётами[1].

На разработку и постройку первого прототипа потребовалось всего четыре месяца и в апреле 1938 года был совершен первый полёт. Последующие летные испытания показали неплохую управляемость и маневренность. Для оценки взлетно-посадочных характеристик посадка самолёта производилась на песчаный пляж, берег реки, каменистое плато[2].

По результатам приёмо-сдаточных испытаний было признано, что самолёт пригоден для службы и идеально подходит для использования на линии фронта. При крейсерской скорости 220 км/ч Ki-36 способен держаться до трех часов на высоте 1000-3000 м. При максимальной загрузке топлива продолжительность полёта увеличивалась до шести часов. Устойчивость и управляемость сохранялась до скорости 150 км/ч. Самолёт мог совершить манёвр разворота практически на месте. Отличный обзор из кабины экипажа обеспечивался большой площадью остекления фонаря, смещением кабины вперед и большой стреловидность крыла по передней кромке, не закрывавшей обзор вниз[2].