Tachikawa Ki-54


Tachikawa Ki-54 (яп. 一式双発高等練習機 Итисики со:хацу ко:то: рэнсю:ки) — японский двухмоторный учебно-боевой самолёт периода Второй мировой войны.

В конце 1939 года воздушный штаб Японской армии выдал заказ на проектирование двухмоторного многоцелевого самолёта для замены "учебного самолёта Тип 95". Самолёт должен был располагать управлением и характеристиками на уровне современных двухмоторных самолётов, поступивших на вооружение армейской авиации в 1937 году. Кроме того, самолёт должен был использоваться одновременно для подготовки всех членов экипажа бомбардировщика: пилота, штурмана, бомбардира, стрелка и радиста[1].

В то время фирма "Татикава" была основным поставщиком вспомогательной авиации для армии. Стандартный конкурс решено было не проводить и проектирование было поручено этой фирме. Проектирование самолёта началось на заводе «Татикава» под руководством авиаконструктора Рёкити Эндо. Последний для проектируемого самолёта выбрал конструкцию «низкоплана» под два двигателя воздушного охлаждения Хитати Ха-13а мощностью 510 л.с. каждый с винтами изменяемого шага типа Гамильтон. Самолёт располагал элементами цельнометаллической конструкции с тканевой обшивкой рулевых поверхностей[1].

Проект был готов в апреле 1940 года, а в июне первый прототип нового самолета совершил первый полет. До конца 1940 года было изготовлено еще шесть опытных прототипов, на которых отрабатывали конфигурацию моделей.

В начале 1941 года самолет прошел все циклы испытаний и был принят на вооружение армии под обозначением " Армейский тренировочный повышенной подготовки Тип 1" или Ki-54. У союзников эти самолеты получили кодовое обозначение "Хиккори"[2].

В качестве учебного и лёгкого, транспортный самолёт Ki-54 показал себя очень удачной машиной и широко использовался японцами в течение всей войны на Тихом океане. Отдельные модели небольшими сериями поставлялись для авиации Маньчжоу-го[1].