Kia Motors


Kia Corporation — южнокорейская автомобилестроительная компания, второй автопроизводитель в Республике Корея. Основана в декабре 1944 года, после банкротства в 1997 году вошла в состав Hyundai Motor Group. Продажи компании составляют около 3 млн автомобилей в год, основными рынками являются Республика Корея, США, Западная Европа, Китай и Индия[3]. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год Kia заняла 283-е место[4].

Компания была основана в декабре 1944 года как небольшой производитель стальных труб и комплектующих для велосипедов. В 1950-х годах начала собственное производство велосипедов, а позже — мотоциклов. С приходом в 1963 году к власти в Южной Корее генерала Пак Чон Хи в стране начали формироваться крупные промышленные группы (чеболи). При государственной поддержке Kia начала производство грузовых автомобилей из импортных комплектующих, а к концу 1960-х годов освоила все этапы производства. С 1974 года началось производство легковых автомобилей[5].

Экспорт автомобилей начался в 1980-х годах, в частности в 1987 году компания вышла на рынок США; основной моделью на экспорт была Ford Festiva. Успеху компании способствовала дешёвая рабочая сила и запрет на ввоз автомобилей в Корею; за 1988 год в Южной Корее было продано всего 305 импортных автомобилей, а экспортировано более полумиллиона, в основном производства Hyundai и Kia. В начале 1990-х годов эти факторы начали терять силу: ограничения на импорт были ослаблены, а забастовки рабочих привели к росту зарплат. Компания сделала ставку на инвестиции в наращивание производства и увеличение экспорта, как следствие быстро рос долг, к июлю 1997 года он достиг 5,7 млрд долларов, выручка упала с 8 млрд долларов в 1995 году до 4 млрд в 1997 году, третий год подряд компания завершала с убытком. В 1998 году Hyundai Group приобрела контрольный пакет акций Kia[5]. В 1999 году была создана группа Hyundai Kia Automotive Group[6][7].

В 2006 году главным дизайнером компании Kia Motors стал немец Петер Шрайер, прежде разрабатывавший дизайн автомобилей Audi и Volkswagen. Одним из главных отличительных элементов новой дизайн-концепции от Шрайера стала фирменная радиаторная решётка, называемая «нос тигра» ('Tiger Nose', в русском варианте перевода — «оскал тигра»).

В период с 2008 по 2011 годы ежегодные продажи Kia в мире увеличились на 81 % и достигли почти 2,5 млн автомобилей в год.

В 1997 году Kia представила свой первый флагман — свою первую заднеприводную модель люкс-класса, Kia Enterprise. Модель была ориентирована прежде всего на внутренний рынок своей страны и на другие рынки официально не поставлялась, хотя встречается редко на территории СНГ и Ближнего Востока.