LNER Class A4


LNER Class А4 — серия магистральных пассажирских паровозов типа 2-3-1, разработанная Найджелом Грезли для London and North Eastern Railway (LNER) в 1935 году. Отличались характерным обтекаемым дизайном и высокой скоростью. LNER Class А4 4468 Mallard удерживает мировой рекорд скорости для паровозов. 35 локомотивов серии были построены для использования на магистрали East Coast Main Line в качестве локомотивов пассажирских экспресс-поездов от лондонского вокзала Кингс-Кросс через Йорк до Ньюкасла, а затем от Ньюкасла до Эдинбурга. Эксплуатация паровозов на этом маршруте продолжалась до начала 1960-х годов, когда их заменили тепловозы Deltic. Несколько Class А4 продолжали работу в Шотландии до 1966 года, в частности, на скоростном маршруте Абердин — Глазго, где с их помощью время в пути было сокращено с 3,5 до 3 часов.

Грезли представил Class А4 в 1935 году в качестве локомотива для экспресса «Серебряный юбилей», который связывал лондонский вокзал Кингс-Кросс и вокзал Ньюкасла. Поезд был назван в честь 25-летия правления короля Георга V.

Во время визита в Германию в 1933 году Грезли увидел высокоскоростные обтекаемые дизельные поезда DRG 877 Flying Hamburger. LNER рассматривала возможность приобретения аналогичных поездов для использования на маршруте Лондон — Ньюкасл. Однако дизельные агрегаты того времени не имели требуемой тяги, а капитальные вложения в новую технологию были непомерно высокими.

Грезли был уверен, что аналогичного результата можно достичь и с помощью паровоза, при этом соотношение цены и эффективности окажется выше. После испытаний в 1935 году Class A3 № 2750 Papyrus, установившего рекорд скорости 173,8 км/ч (108 миль в час), также разработанного Грезли, генеральный менеджер LNER Ральф Веджвуд лично поручил Грезли создать улучшенную версию Class A3[1]. Первоначально было построено четыре локомотива, все со словом Silver («серебряный») в названии. Первым стал № 2509 Silver Link, за ним последовали № 2510 Quicksilver, № 2511 Silver King и № 2512 Silver Fox. Во время демонстрационной поездки с целью популяризации маршрута Silver Link дважды достиг скорости 181,1 км/ч (112,5 миль в час), побив британский рекорд скорости и развив среднюю скорость 160,9 км/ч (100 миль в час) на участке длиной 69,2 км (43 мили)[2].

Экспрессу «Серебряный юбилей» сопутствовал коммерческий успех, по его образцу были запущены ещё два аналогичных поезда: Coronation (Лондон—Эдинбург, июль 1937 года) и West Riding Limited (Брэдфорд — Лидс —Лондон, ноябрь 1937 года), для эксплуатации которых было специально построено ещё несколько паровозов Class A4.