Laurin & Klement


Laurin & Klement — чешская марка производителя автомобилей, мотоциклов и велосипедов, основанная в 1895 году в Млада-Болеславе, Королевство Богемия, Австро-Венгрия, двумя компаньонами Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом[cs]. Была приобретена промышленным конгломератом «Akciová společnost, dříve Škodovy závody» (сейчас — Škoda Holding) в 1925 году и переименована в Škoda, которая на сегодняшний день является крупнейшим производителем автомобилей в Чехии, дочерней компанией Volkswagen Group.

Поводом для основания компании послужил отчасти курьёзный случай. 26-летний книготорговец Вацлав Клемент[cs] приобрёл велосипед производства немецкой фирмы Seidel & Naumann[de], который вопреки ожиданиям владельца часто ломался. Вацлав написал жалобу в чешский офис производителя, располагавшийся в Усти-над-Лабем, откуда он получил отписку с требованием писать рекламацию на немецком языке. Хотя в то время немецкий язык считался основным в Австро-Венгрии, но ситуация в целом задела Клемента и он решил, что сможет самостоятельно заняться выпуском велосипедов, только более надёжных. Компаньоном стал механик Вацлав Лаурин, часто посещавший книжный магазин Клемента, мастерская расположилась в арендованном помещении на окраине Млада-Болеслава. Новообразованное предприятие назвали Laurin & Klement, и с декабря 1895 года начали производить велосипеды под торговой маркой «Славия» (Slavia), имевшей патриотический славянский подтекст. Продукция быстро завоевала популярность, штат компании постоянно увеличивался, росли и масштабы производства, уже в 1897 году была приобретена собственная земля и построен завод.

Через некоторое время начались эксперименты с установкой двигателя на велосипед, а в 1899-м компаньоны построили полноценный мотоцикл под названием Laurin & Klement Typ 1[cs]. Первые 35 экземпляров реализовали в Германии, а в 1900 году удалось отправить большую партию в 150 штук для фирмы Hawetson из Лондона. Чешские мотоциклы использовались на службе в британской Королевской почте[1]. Через год L&K впервые участвовала в крупной мотоциклетной гонке, проходившей по маршруту Париж — Берлин, и закончившейся успехом заводского пилота Нарциса Подседничека. Фирменная легенда утверждает, что чешский мотоспортсмен приехал к финишу первым, в три часа утра, намного раньше, чем начали свою работу судьи. По этой причине результат не был правильно зафиксирован[2].

В 1903 году производство мотоциклов стало преобладать над велосипедами, фабрика увеличилась в размерах, число сотрудников превысило 200. Успехи компании стали в немалой степени возможны благодаря достижениям своих гонщиков: кроме Подседничека, вклад внёс Франтишек Томан и, особенно, Вацлав Вондрич[cs], победивший в 1905 году на соревнованиях[fr] во французском Дурдане, в своём классе, эта часть истории была отражена в чехословацком фильме 1957 года «Дедушка-автомобиль». Спустя меньше десятилетия производства, в марте 1905 года L&K закончил производство велосипедов, полностью переключившись на мотоциклы и автомобили.