Škoda Holding


Шко́да Хо́лдинг (чеш. Škoda Holding a.s.) — одна из крупнейших компаний Чехии, ранее Чехословакии (ЧССР), специализирующаяся на машиностроении.

Компания основана в 1859 году графом Арноштом Вальдштейн-Вартенберком как филиал его литейного и машиностроительного завода в Пльзене Австро-Венгерской империи.

В 1869 году главный инженер фабрики Эмиль Шкода (Emil Škoda) выкупил компанию у основателя и сделал свою фамилию новой торговой маркой. Фабрика выпускала металлические изделия и литьё для промышленных объектов: детали для мельниц, железнодорожного транспорта, электростанций (например, Ниагарской), элементы шлюзов (например, Суэцкого канала), артиллерию и другое военное снаряжение для армии и флота как для Австро-Венгрии, так и на экспорт в разные страны мира (Мексика, Япония и прочие).

После окончания Первой мировой войны, распада Австро-Венгрии и создания Чехословакии в 1918 году компания потеряла значительную часть рынков сбыта и оказалась под угрозой банкротства, от которого ее спасли как капитальные вложения французской оружейной компании «Шнейдер», так и поиск новых сфер деятельности в области тяжелого машиностроения и производства транспортного оборудования. Она расширил сферу своей деятельности, в частности, за счет производства локомотивов, вагонов и агрегатов для кораблей и т. д. На ряде заводов и филиалов в конце 1920-х годов работало более 35 000 человек.

Концерн выпускал вооружение и военную технику, в том числе танки. В 1929 году фирму посетила Комиссия представителей военного ведомства и промышленности Союза ССР, имевшая своей целью связаться с фирмой Шкода по вопросу закупки их типа танков. При переговорах с данной фирмой выяснилось, что фирма контролируется французской фирмой «Крезо-Шнейдер». Фирма Шкода уклонилась от своих предложений, отказавшись показать производство и демонстрировать какие-либо типы[3].

После подписания в 1938 году Мюнхенского соглашения (сговора), раздела и немецкой оккупации Чехословакии заводы продолжили работу в интересах нацистской Германии, став частью государственного концерна «Герман Гёринг Верке» (Hermann-Göring-Werke), проработав в интересах немецкой военной промышленности неполных семь лет.