Хлебные раздачи в Древнем Риме


Хлебные раздачи в Древнем Риме — государственная политика обеспечения населения города Рима хлебом как с помощью его продажи римским гражданам по сниженным ценам, так и путём бесплатных раздач[1]. Данную политику регулировала совокупность древнеримских законов под условным названием frumentationes (фрументация) или leges frumentariae (букв. «хлебные (продовольственные) законы»).

Смысл хлебных раздач менялся с течением времени. Если в эпоху республики раздачи воспринимались как реализация права каждого римского гражданина на государственное имущество, то в эпоху императоров они превратились в знак личной милости и зависимости народа от подачек императоров. С этим связано и резкое уменьшение числа получателей хлебных раздач, однако из-за боязни народных волнений они не были полностью отменены[1].

Хотя имеются указания на раннее появление практики хлебных раздач в Риме (например, известен рассказ о раздававшем хлеб патроне римского плебса Сервии Туллии[1] и богаче Спурии Мелии[2], который, впрочем, был за это убит с подачи Цинцинната), первый хлебный закон о регулярных раздачах относится к деятельности народного трибуна Гая Семпрония Гракха[3] и датируется 123 годом до н. э. По этому закону каждый римский гражданин мог ежемесячно получать некоторое количество зерна из государственных хранилищ по сравнительно низкой цене в 6⅓ ассов за каждый модий (8,7 литров)[4][5], что составляло чуть больше половины рыночной цены в 12 ассов за 1 модий. По закону Гракха достоверно неизвестно ни возможное ограничение на объём покупаемого по сниженным ценам хлеба в одни руки[6] ни круг лиц, имевших право на хлебные раздачи[7]. В это время в Риме были построены крупные амбары, которые заполнялись зерном, купленным вскоре после сбора урожая по невысоким ценам[8]. Марк Туллий Цицерон обвиняет Гая Гракха в том, что он опустошил казну раздачами, хотя он «на словах всегда был защитником казны». Цицерон также сохранил историю о том, что однажды Гракх заметил в толпе получателей дешёвого хлеба бывшего консула Луция Кальпурния Пизона Фруги, активно выступавшего против раздач; на вопрос о том, почему он изменил своё мнение и пришёл за хлебом, тот ответил: «Я вовсе не хочу, Гракх, чтобы ты делил моё добро между всеми; но раз уж ты за это взялся, то и я хочу получить мою долю»[9].

Аппиан упоминает, что после гибели братьев Гракхов «уменьшились и раздачи»[10]. Около 101 года до н. э. Луций Аппулей Сатурнин, несмотря на предупреждения о том, что после Югуртинской войны и войны с кимврами и тевтонами казна не сможет вынести нагрузки, предложил новый хлебный закон. Хотя подробности закона неизвестны, считается, что он был принят и фактически восстановил действие хлебного закона Гая Гракха в полном объёме[11]. Тит Ливий упоминает также о проведении десятью годами позднее хлебного закона Марком Ливием Друзом, подробности которого неизвестны[12].