MOBA


Multiplayer Online Battle Arena (MOBA) (букв. «многопользовательская онлайн боевая арена») — жанр компьютерных игр, сочетающий в себе элементы стратегий в реальном времени и компьютерных ролевых игр и выделяющийся схожестью с DotA — пользовательской картой (модификацией) Warcraft III: The Frozen Throne[1].

В играх жанра MOBA две команды игроков сражаются друг с другом на карте особого вида. Каждый игрок управляет одним персонажем из определённого списка доступных героев, отличающихся характеристиками и способностями. В течение матча персонажи могут становиться сильнее, получать новые способности и снаряжение, подобно компьютерным ролевым играм. Конечной целью в ходе матча является уничтожение главного здания вражеской команды с помощью как «героев», управляемых игроками, так и «крипов», управляемых компьютером[2].

Несмотря на объединяющее сходство игр жанра с DotA, его границы размыты, и само название жанра является спорным[3]: ранние игры жанра описывались просто как «игры, похожие на DotA» (англ. DotA-like)[4]. Само название «DotA» с 2010 года является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим компании Valve, и другие разработчики игр в этом жанре вынуждены обозначать его как-либо иначе — название MOBA было придумано компанией Riot Games[3], руководители самой Valve предлагали термин «экшн-стратегия в реальном времени» (action real-time strategy game, ARTS)[5].

Игровой процесс MOBA представляет собой матч между двумя командами, каждая из которых должна добиться уничтожения главного здания команды противника и защитить своё собственное главное здание[2]. Игроки управляют особыми персонажами-«героями», которые в ходе матча могут получать очки опыта, новые способности и экипировку, становясь сильнее. Действие игры происходит на карте особого вида: помимо главных зданий, на ней находятся несколько «линий», по которым наступают управляемые компьютером войска («крипы»), и расположены оборонительные «башни», сдерживающие наступление противника[6]. Хотя с точки зрения геймплея и интерфейса MOBA схожи со стратегиями в реальном времени, такие обычные для стратегий в реальном времени элементы, как развитие базы, добыча ресурсов и наём войск, в MOBA отсутствуют[7]

Игрок управляет одним персонажем — «героем». Герои недостаточно сильны, чтобы уничтожить всех врагов и выиграть матч в одиночку; их задача — склонить итог битвы в пользу своей команды[2]. Побеждая противников, герой получает очки опыта. Накопив определённое количество опыта, герой получает повышение уровня, что улучшает его боевые характеристики и позволяет изучить новые умения или улучшить уже существующие. С потерей всех очков здоровья герой «погибает» и на некоторое время выбывает из игры, чтобы затем вновь появиться возле главного здания своей команды с полным здоровьем[8].