MOD


MOD — формат файлов, разработанный для создания, хранения и воспроизведения музыкальных композиций на ПК Amiga. Своё название получил от того, что стал первым форматом, хранящим свои фрагменты (например, семплы) в других файлах (принцип модульности). Файлы этого формата имеют, как правило, расширение .mod. Расхожее мнение о том, что на Amiga файлы имеют расширение mod. в начале имени, в корне неверно — в среде композиторов на Amiga существует такая традиция, но в AmigaOS расширения файлов не используются, поэтому на Amiga расширения (любого) может и не быть вовсе.[1]

Каждый файл формата MOD содержит в себе оцифрованные записи реального звучания инструментов, так называемые семплы. Композитор, пишущий в формате MOD, использует программу, называемую трекером, в которой указывает, какой именно инструмент, в какое время, какой нотой и какой из октав должен прозвучать. Последовательность нот записывается в список — т. н. трек, а несколько параллельно звучащих треков образуют блок, называемый паттерном. Создаваемые композитором паттерны получают номера, после чего композитор может в свободной форме указывать какой паттерн и когда должен прозвучать. Совокупность паттернов и образует модуль — файл в формате MOD.

Первая версия модульного формата была разработана и реализована в 1987 году Карстеном Обарски на ПК Amiga для хранения файлов его трекера Ultimate Soundtracker.[1] Сегодня этот формат, открывший в своё время новую эру в цифровом звучании и продемонстрировавший миру мультимедийные возможности Amiga (по сравнению с 1-битным звуком динамика ПК и только появившейся картой FM-синтеза AdLib в 1987 году) поддерживается сотнями программ на всех существующих платформах. Наиболее популярными трекерами являются: DigiBooster, OctaMED и легендарный ProTracker для AmigaOS, NoiseTracker для Mac OS X, MadTracker для Windows и MilkyTracker для FreeBSD и Linux (существует в версиях для всех перечисленных платформ).

Оригинальные файлы формата MOD соответствуют возможностям чипсета OCS, используемого в первых классических Amiga, и имеют ограничение в 15 инструментов. В более поздних модификациях формат позволяет использовать до 32-х одновременно звучащих каналов (на каждом канале воспроизводится свой трек) и до 31 инструмента. Карстен Обарски исходил из возможности чипа Paula в чипсете OCS воспроизводить музыку через ЦАП Amiga посредством выборки PCM-данных из памяти по DMA-каналу, не загружая при этом процессор. Поэтому семплы в оригинальных модульных файлах были 8-битными и хранились без компрессии.