Manus


Manus — термин римского права, обозначающий власть главы семьи над её членами и имуществом. Название, происходя от символа власти — руки, указывает и на её характер. Manus — неограниченная власть, вплоть до права жизни и смерти над членами семьи, продажи их, отдачи в кабалу и т. д. и не знающая различий между подвластными: ей одинаково подчинены жена, дети, рабы и имущество — объекты, объединяемые общим понятием familia. В таком виде она является характерным определением положения римского полноправного гражданина по отношению к государству. Manus резко отделяла сферу частного господства такого гражданина от власти общественной и государственной. Последним нет места в доме главы семьи. Он здесь властитель и защитник, судья и жрец, распорядитель как личностью и действиями членов семьи, так и имуществом, добытым собственной его деятельностью или так или иначе полученным подвластными. Глава семьи поглощает её членов своей личностью. Все действия подвластных суть действия главы, их приобретения — его приобретения. Все претензии посторонних семье лиц обращаются к нему, и от его воли зависит выдать виновных членов головою или принять вину на себя, уплатив убытки.

Понятие manus до такой степени выдвигается как основное понятие семьи, что все семейные связи устанавливаются и прекращаются не началами телесной близости или кровного родства, как теперь, а лишь приобретением, передачей или уничтожением manus. Кто перешел в manus главы семьи, тот член семьи, хотя бы не стоял ни в каких кровных связях ни с главой, ни с членами; кто вышел из-под manus — не член семьи, хотя бы был ближайший родственник (агнаты). Способы приобретения и потери manus являются, поэтому, и способами установления и прекращения семейных связей. Главный способ приобретения manus — манципация, торжественная покупка власти над женой, рабами и основным имуществом семьи, так называемая res mancipi. Manus над детьми приобретался через покупку власти над женой. Так называемый брак без manus на первых порах, по всей вероятности, не давал отцу прав над детьми, как не давал их над женой. В сакраментальной формуле усыновления также подчеркивалось, что усыновляемый становится в такое положение к отцу, как если бы он был сын его жены in manu (носившей почетное имя mater faimlias, в отличие от жены в браке без manus, uxor). Прекращение manus совершалось, помимо смерти, путем эмансипации детей и жены, манумиссии рабов и новой мансипации вещей в руки другого обладателя.