Marché du Film


Каннский кинорынок (Marché du Film) — часть программы Каннского фестиваля, посвящённая продаже и покупке дистрибьюторских прав на готовые и планируемые кинофильмы, продюсированию и презентации проектов. Официально зарегистрированный в 1959 году, Marché du Film к 2020 годам ежегодно привлекает свыше 12 тысяч профессионалов киноиндустрии, на нём совершаются многомиллионные сделки, а общий оборот составляет от 600 тысяч до миллиарда долларов США.

С момента основания Каннского кинофестиваля профессионалы из области киноиндустрии стали использовать его как презентационную и переговорную площадку[1]. Уже в 1950-м Робер Ле Бре предложил включить этот неофициальный рынок в программу фестиваля, однако каннский комитет отказался, назвав экономические вопросы не имеющими прямого отношения к его культурной и творческой миссии. Всё десятилетие параллельно с Каннским фестивалем работал le Festival de la rue d’Antibes, иногда важные мероприятия совпадали по времени. Видя успешный рост кинорынка, комитет Каннского кинофестиваля в конце концов согласился включить его в программу. В 1959-м при протекции Андре Мальро и Робера Ле Бре Marché du Film был учреждён официально[2][3].

Вплоть до середины 1990-х, однако, большая часть сделок и встреч проходила в отелях и арендованных апартаментах, где останавливались гости фестиваля. Для показов Marché du Film отводились подвальные помещения Дворца фестивалей[4]. В 1994-м, когда Криминальное чтиво Квентина Тарантино собрало в мировом прокате свыше 200 млн долларов США, доселе невиданную прежде сумму для инди-фильма, представители делового сообщества увидели бизнес-перспективу в независимом кино. В 1995 году Marché du Film возглавил Жером Пайар, в прошлом профессиональный гобоист, звукорежиссёр, затем — финансовый директор лейбла Erato Disques. По его инициативе мероприятия кинорынка перевели в павильоны на набережную Круазетт и расширили диапазон представленных фильмов. Пайар также придумал публиковать путеводитель по кинорынку с фотографиями всех участников (в кругу завсегдатаев Marché du Film этот каталог прозвали «библией»)[4][5][1]. Число участников рынка в 1995-м составило более двух тысяч человек[6].

В 1998 был запущен вебсайт Cannesmarket.com, B2B-платформа для участников киноиндустрии, который к 2003-му вырос в Cinando[en][4]. К 2000-му году число участников выросло вдвое, а к 2005-му — превысило 8000 человек[6].

В 2012-м более половины показов приходилось на европейские страны, всего на Marché du Film в том году продавалось 4 тысячи фильмов, из них половина были полностью закончены[6].