Marengo (линейный корабль, 1795)


Маренго (фр. Marengo) — французский 74-пушечный линейный корабль типа Téméraire периода Директории и Первой Империи, спущенный на воду как «Жан-Жак Руссо» (фр. Jean-Jacques Rousseau) и переименованный в 1802 году в честь битвы при Маренго. Наиболее известен своим крейсерством в Индийском океане, после которого был захвачен англичанами.

Заложен в сентябре 1794 года в Тулоне, под названием «Жан-Жак Руссо», в честь одного из французских просветителей. Спущен на воду 21 июля 1795 года.

Téméraire был родоначальником успешного типа: по сравнению с британскими 74-пушечными французские были больше размерами и тяжелее вооружены. Не отличался и «Руссо»: французский фунт был тяжелее английского, и его номинально 36-фн нижняя батарея по весу залпа соответствовала английской 40-фн. Кроме того, благодаря более длинной ватерлинии, он как и однотипные корабли обладал лучшим ходом. Наконец, французские корабли превосходили британские по численности команды: в типичном случае она составляла 660 человек, против британских 580. Главной слабостью французов был недостаток практического опыта: блокированные в портах, они проводили слишком много времени на якоре и слишком мало в море.

В октябре 1796 «Руссо» вышел в море; с эскадрой адмирала Вильнева прорвавшись из Тулона, прибыл в Брест, избежав таким образом участи тулонской эскадры, блокированной англичанами в гавани. 2 декабря 1802 переименован в Marengo. Под этим названием он и вошёл в историю.

С возобновлением войны в мае 1803 года брестская эскадра оказалась в блокаде, но «Маренго» в ней уже не было. 6 марта 1803 года он отправился с экспедицией для вступления во владение Пондишерри, отошедшего к Франции по Амьенскому миру.

В этой экспедиции на Marengo шёл рулевым баркаса некто Дюкло-Легри (фр. Duclos-Legris), который не только вёл журнал, но и делал зарисовки всех примечательных событий (общим числом 77). Если для офицеров это было нормально, и даже поощрялось как хорошая практика, наличие образованного человека в палубной команде было уникально. Точно неизвестно, каким образом журнал сохранился, но благодаря ему крейсерство хорошо иллюстрировано с точки зрения «нижней палубы».