Metro AG


Metró AG (произносится Метро́ АГ) — немецкая компания, управляющая сетью магазинов мелкооптовой торговли. По состоянию на 2022 год насчитывала 661 торговую точку в 31 стране мира, основными рынками являются Германия, Франция, Россия, Италия, Казахстан и Турция.

Metro Cash & Carry основана в ФРГ в 1964 году немецким предпринимателем Отто Байсхаймом (Otto Beisheim, 1924—2013[3]) для внедрения в Германии американского формата торговли «Кэш энд Кэрри». В 1967 году его начинание получило финансовую поддержку от промышленной династии Franz Haniel & Cie.[en] и семьи Шмидт-Рутенбек (Schmidt-Ruthenbeck), оптовых торговцев; Отто Байсхайм и его новые партнёры основали товарищество с равными долями[4].

В 1968 году компания вышла на рынок Нидерландов, создав совместное предприятие с местной SHV Holdings[en], названное Makro Cash & Carry, в которой ей принадлежало 40 %. К 1972 году Metro и Makro присутствовали уже в 9 западноевропейских странах. В начале 1980-х годов при участии швейцарского банка UBS была куплена немецкая сеть универмагов Kaufhof. В 1992 году был куплен контрольный пакет акций холдинга Asko Deutsche Kaufhaus, владевшего продуктовыми и мебельными магазинами, а также магазинами товаров для ремонта Praktiker. В 1994 году Отто Байсхайм отошёл от дел компании[4].

В мае 1996 года для Metro Cash & Carry, Kaufhof и Asko Deutsche Kaufhaus была создана холдинговая компания Metro AG со штаб-квартирой в Дюссельдорфе, в июле того же года её акции были размещены на Франкфуртской фондовой бирже и включены в фондовый индекс DAX (исключены в 2012 году). В 1997 году компания работала уже в 15 странах, открыв магазины в Китае и Румынии. В 1998 году Metro за 2,7 млрд долларов выкупила долю партнёра в нидерландском совместном предприятии, к этому времени сеть Makro насчитывала 192 торговые точки. В том же 1998 году были куплены сети гипермаркетов Allkauf и Kreigbaum. Осенью 1998 года была создана компания Divaco, которой были переданы некоторые торговые сети, в основном приносившие убытки. Продажи Metro за этот год достигли 91,7 млрд марок (46,8 млрд евро)[4].

В 2001 году было открыто 80 новых магазинов, в том числе первые в России и Хорватии, общее число торговых точек достигло 2249, из оборота почти 50 млрд евро 44 % давали зарубежные операции; Metro занимала первое место в Германии, третье в Европе и пятое в мире среди розничных торговых сетей[4].