Московский международный фестиваль мира


«Moscow Music Peace Festival» (Московский международный фестиваль мира) — рок-фестиваль, состоявшийся в СССР 12—13 августа 1989 года на стадионе «Лужники» в Москве[1][2].

Фестиваль был организован Советским комитетом защиты мира и Московским музыкальным «Центром Стаса Намина» при Фонде социальных изобретений СССР, с американской стороны — «Make A Difference Foundation» (Фондом «Изменить мир к лучшему») и международной фирмой «Крамер Мьюзик»[3]. Проходил под девизом «Рок против наркотиков»[2][4][5]. Это был первый полноценный международный рок-фестиваль, возвестивший новые свободы в СССР и (подобно прошедшему двумя годами ранее подольскому рок-фестивалю)[6] названный «российским Вудстоком»[7]. В фестивале принимали участие: Bon Jovi, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Scorpions, Cinderella, Skid Row, Gorky Park. Целью фестиваля был сбор средств на лечение наркоманов и на финансирование всевозможных антинаркотических программ в СССР, он транслировался в 59 странах мира[8]; телеаудитория составила около 1 миллиарда человек[9]. Стоимость входного билета составляла 15 рублей[2].

В первый день фестиваля хедлайнерами выступили Bon Jovi, во второй — Scorpions[2]. Поездка в СССР вдохновила Scorpions на написание знаменитой «Wind of Change».

Незадолго до проведения фестиваля менеджер Bon Jovi и других популярных групп Док МакГи попал в тюрьму за распространение «лёгких наркотиков»; чтобы избежать тюремного срока, он обязался создать и профинансировать благотворительную организацию «Make a Difference Foundation»[9].

По версии телеканала «Москва 24», изначально Стас Намин планировал организовать небольшой фестиваль антинаркотической направленности с участием пары-тройки западных звёзд в спорткомплексе «Олимпийский», но в ЦК КПСС отказались согласовать фестиваль, заявив, что «наркомания в СССР ещё не стала такой проблемой, чтобы тащить сюда иностранных попрыгунчиков». В это же время продюсерский центр Намина вёл сложные переговоры насчёт концерта Bon Jovi в «Лужниках». В результате обе идеи были объединены в один фестиваль. Московская пресса прочила фестивалю провал, аргументируя прогноз тем, что молодёжь предпочитает отечественную рок-музыку с остросоциальными текстами. Перед началом концерта организаторы продавали билеты по цене втрое ниже номинальной — за 3 рубля, лишив прибыли спекулянтов и ещё более увеличив посещаемость. В результате за два дня фестиваль посетили в общей сложности 120 000 зрителей[11].