Musica Antiqua Köln


«Musica Antiqua Köln» (лат. musica antiqua — старинная музыка) — немецкий инструментальный ансамбль и камерный оркестр («барочный оркестр»), один из наиболее значительных в движении аутентичного исполнительства 1980-х и первой половины 1990-х годов. Функционировал в 1973—2006 годах (штаб-квартира в Кёльне).

Основан в 1973 году Райнхардом Гёбелем, который играл в ансамбле на скрипке (до 1990 года) и возглавлял коллектив до его роспуска в 2007 году. В первоначальный состав Musica Antiqua помимо Гёбеля вошли Хайо Бес (Hajo Bäß, скрипка) и Эва Бартош (Eva Bartos, виола да гамба), впоследствии на тех же инструментах в Musica Antiqua играли Джонатан Кейбл и Чарлз Медлэм (Medlam), Яп тер Линден (барочная виолончель и виола да гамба), Фёбе Каррай (Phoebe Carrai), скрипачи Манфредо Кремер и Флориан Дойтер, клавесинисты Андреас Штайер и Роберт Хилл, флейтист Вильберт Хацельцет и др. Некоторые из них (как Штайер, тер Линден и Хацельцет) позже сделали блестящую независимую карьеру.

С самого начала оркестр специализировался исключительно на барочном репертуаре. Помимо общеизвестных имён (И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, Г. И. Ф. Бибер), внимание Гёбеля привлекали забытые и редко звучащие произведения как, например, «увертюры» Ф.М. Верачини, «Дрезденские концерты» И. Д. Хайнихена, трио-сонаты И.Ф. Майстера, камерная инструментальная музыка и кантаты семьи Бахов.

Первый самостоятельный диск Musica Antiqua («Сонаты раннего и высокого барокко») был опубликован в 1975, но международная известность пришла к ансамблю лишь в 1978, после выступления на Английском Баховском фестивале в Лондоне[1]. С 1980-х годов коллектив гастролировал по всему миру, включая США (с 1981), Китай (1985), Австралию и страны Южной Америки. Выступал на крупнейших международных музыкальных фестивалях, в том числе лондонском Би-Би-Си Промс (1989) и Зальцбургском фестивале (2004). Один из последних концертов Musica Antiqua состоялся 2 ноября 2006 года в Карнеги-Холле[2]. Всего в дискографии ансамбля около 60 альбомов (с 1978 преимущественно на лейбле Deutsche Grammophon), в том числе тематические программы с певицами А.С. фон Оттер, М. Коженой, К. Шефер, флейтистом М. Штегером и другими известными музыкантами.

Интерпретации ансамбля отличает виртуозность, как, например, в финале 3-го «Бранденбургского» концерта И. С. Баха (в записи 1986 года), в сочетании с точностью интонирования (партия натуральной трубы в высоком регистре в 1-й части 2-го Бранденбургского концерта — в той же записи) и глубоким пониманием стилистики барочной музыки.