Nike


Nike, Inc. (МФА: ['naɪkɪ][3], «Найки»[4][5]) — американская транснациональная компания, специализирующаяся на спортивной одежде и обуви. Штаб-квартира — в городе Бивертон (штат Орегон).

Почти вся продукция Nike производится сторонними компаниями-подрядчиками вне территории США (в основном в Азии), сама компания является правообладателем торговых марок, разрабатывает дизайн продукции и владеет сетью магазинов (около 1150 по всему миру), а также торговых центров NikeTown. С 20 сентября 2013 года входит в Промышленный индекс Доу Джонса. Nike является самым дорогим спортивным брендом в мире (по мнению Forbes)[6].

Компания, основанная 25 января 1964 года под названием Blue Ribbon Sports, официально стала Nike, Inc. в 1978 году[7][8]. Nike продаёт свою продукцию под собственным брендом, а также под марками Nike Golf, Nike Pro, Nike +, Air Jordan, Nike Blazers, Air Force 1, Nike Dunk, Air Max, Foamposite, Nike Skateboarding, Nike CR7, Hurley International, Converse[9]. Nike является спонсором многих спортсменов и спортивных команд по всему миру. Начиная с 1990-х годов компания регулярно подвергается критике за то, что её продукция производится на фабриках, где нарушается трудовое законодательство[10].

Название происходит от имени греческой богини победы Ники. Незнание данного факта привело к широкому распространению в неанглоязычной (и, в частности, в русскоязычной) среде транскрипции [Найк], которая даже была использована в названии официального представителя компании в России[11]. Прочтение [naɪk] распространено и в англоязычной среде, но является неправильным, что неоднократно подтверждали представители компании[12][13].

Компания была основана в 1964 году студентом Филом Найтом, бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, и его тренером Биллом Бауэрманом. Сначала она была названа Blue Ribbon Sports, её первой операцией стал заказ 300 пар кроссовок у японской фирмы Onitsuka Tiger (в настоящее время ASICS) для перепродажи в США. В 1966 был открыт первый магазин компании, до этого кроссовки продавались с машин. Вскоре компания стала не просто перепродавать японские кроссовки, но и заказывать обувь собственного дизайна, первой успешной моделью стали кроссовки Cortez, разработанные Бауэрманом в 1968 году. В 1971 году компания получила дополнительное финансирование от японского торгового дома Nissho Iwai Corporation (с 2004 года Sojitz[en]) и смогла существенно расширить свои операции, в этом же году началось использование торговой марки Nike и фирменного росчерка (Swoosh). В 1972 году были разработаны кроссовки Nike Moon с вафлеобразным рисунком подошвы, полученным с помощью обычной вафельницы, в этом же году компания вышла на рынок Канады, а в 1974 году на рынок Австралии. Начиная с Олимпиады 1972 года, компания начала сотрудничать с известными и перспективными спортсменами для продвижения своей продукции[7].