Nikoli


Nikoli (яп. 株式会社ニコリ) — основанное в 1980 японское издательство, занимающееся разработкой головоломок и публикацией журналов соответствующей тематики[1].

В XVII—XIX вв. Япония была изолирована от другого мира и в это время ей был выработан свой, особенный подход к математике и головоломкам. Так, в самой первой известной японской книге о головоломках содержатся такие задачи, которые не встречались нигде в остальном мире, например головоломки о складывании бумаги или на проведение одиночного разреза, — в западном мире в основном сосредоточились на арифметике. Другим примером является появление в Японии традиции математических задач в виде вручную сделанных коробок-головоломок в качестве сувениров, открыть которые можно было определённой последовательностью действий — нажатий, вращения, натягивания и тому подобное. Они были аналогичны логическим головоломкам, но при этом представляли собой поэтапное решение задачи[2].

Маки Кадзи (яп. 鍜治真起) был хорошо знаком с традициями японских головоломок, и в 1980 году он основал журнал под названием Puzzle Communication Nikoli (название которого сокращают до Nikoli). В этом журнале были представлены две взятые из американских журналов головоломки, основанные на числах: Number Place, адаптированная в Судоку, и Cross Sums, получившая название Какуро[1]. Первая из них начала публиковаться в 1983 году, а вторая в 1984-м[3].

Журнал уже был подготовлен к печати, но название к нему Маки Кадзи ещё не выбрал. И так как создатель был любителем конного спорта, то он выбрал одноимённое название своего фаворита  (англ.), участвовавшего в соревнованиях Дерби (город Эпсом в Великобритании). Несмотря на то, что лошадь в том сезоне не выиграла, Puzzle Communication Nikoli получил большой успех как один из инновационных японских журналов о головоломках[3].

В конце 1980-х Nikoli начала привлекать к созданию головоломок читателей, которые присылали свои идеи в редакцию. На стиль головоломок существенно повлияли издаваемые Судоку и Какуро, которые основаны на табличной сети ячеек. Вскоре Nikoli стало в основном публиковать головоломки, созданные читателями, которые присылали в редакцию сотни идей и тысячи примеров для них. Так Nikoli стала лабораторией по созданию головоломок, и для этого читателям были предоставлены соответствующие возможности: головоломки присылались, обсуждались, критиковались, улучшались и получали свои названия. Далее, если в течение пары лет интерес к головоломке сохранялся, то она входила в список игр от Nikoli[4].