Nissan Tiida


Nissan Tiida (яп. 日産・ティーダ Тъи:да, от англ. tide — «прилив/отлив»[1]) — серия компактных автомобилей, выпускаемых японской компанией Nissan с 2004 года. Первое поколение выпускалось с сентября 2004 года по июнь 2018 года и стало глобальным автомобилем. Второе поколение выпускается с 2011 года.

Прототип модели под названием Nissan C-Note (яп. ニッサン シーノート Си:Но:то) был представлен в октябре 2003 года на Токийском автосалоне[2]. Продажи серийной пятидверной модели в Японии стартовали в сентябре 2004 года[1]. В октябре за ней последовал седан, получивший на местном рынке имя Tiida Latio (яп. ティーダ ラティオ Тъи:да Ратъио)[3]. Тюнинг-ателье Autech, принадлежащее Nissan, выпустило несколько специальных версий автомобиля: тюнингованная Autech Tiida Axis[4][5], автомобили для людей с ограниченными возможностями[6] и версия седана Tiida Latio для автошкол[7]. Модель прошла два обновления: более крупное в 2008 году[8] и небольшое в 2010 году[9]. С апреля 2005 года началось производство модели в Китае на заводе фирмы Dongfeng. Седан здесь получил название Nissan Yida[10], а хетчбэк — Nissan Qida (использовались параллельно с официальным)[11]. С июня 2006 года Tiida стал доступен на Тайване[12], где выпускался до 2018 года[13]. В Китае и Тайване модель проходила несколько обновлений, а также получала несколько специальных версий. Производство было налажено и в Таиланде[14], откуда модель с 2006 года экспортировалась в Малайзию, Сингапур[15] и Австралию[16]. В Малайзии и Сингапуре автомобиль носил название Nissan Latio[17].

В сентябре 2005 года была представлена модель для рынков США и Канады, получившая название Nissan Versa. Её сборка осуществлялась в Мексике, штат Агуаскальентес[18], а продажи начались с июля 2006 года[19]. С ноября 2008 года в продажу поступила новая базовая комплектация седана Versa, ставшая самым дешёвым новым автомобилем в США (9990 долларов)[20]. В течение выпуска модель проходила несколько обновлений, самое крупное произошло в ноябре 2009 года[21]. Седан оставался в продаже до июля 2011 года[22], а хетчбэк — до 2013 года[23]. В 2007 году спектр рынков модели расширился на Южную Америку[24][25]. В октябре 2008 года был представлен прототип седана Dodge Trazo, который планировалось продавать в странах Mercosulя[26][27][28], однако летом 2009 года он был отменён[29][30]. В 2009 году для рынка Бразилии была представлена модель с битопливным двигателем Flex Fuel[31]. Седан был снят с продаж в 2011 году, а хетчбэк — в 2013 году. Производство в Мексике продолжалось до июня 2018 года[32]. Летом 2007 года модель добралась до Европы, а осенью — до России и Украины. Поставка автомобилей в Европу также осуществлялась из Мексики[33]. В октябре 2010 года европейская и российская модель пережила небольшое обновление[34]. Продажи были прекращены в 2014 году, когда в Европу была завезена модель второго поколения[35]. В России смена поколений произошла в 2015 году[36].