Republic P-47 Thunderbolt


P-47 Thunderbolt — американский истребитель-бомбардировщик времён Второй мировой войны, производившийся с 1941 по 1945 годы, самый крупный одномоторный истребитель тех времён[2] . Основное вооружение составляет восемь крупнокалиберных (12,7 мм) пулемётов, будучи использован как истребитель-бомбардировщик обладал бомбовой нагрузкой в 1133 килограмма. При полной загрузке P-47 весил до восьми тонн, что делало его одним из самых тяжёлых истребителей войны. P-47 был разработан на основе мощного двигателя Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp, который также использовался в истребителях ВМС США и корпуса морской пехоты США Грумман F6F «Хэллкэт» и Воут F4U «Корсар». «Тандерболт» был эффективен как эскортный истребитель ближнего и среднего радиуса действия, в высотных воздушных боях, а также в наземной атаке как на Европейском, так и на Тихоокеанском театрах военных действий. Был одним из основных истребителей ВВС США времен войны, особенно хорошо выполнял роль штурмовика. Благодаря радиальному двигателю и протектированным бензобакам отличался высокой живучестью.

К концу войны P-47 был самым массовым истребителем США, одновременно поставлялся в другие страны, в том числе в СССР по ленд-лизу.

Бронированный кокпит был относительно просторный и комфортный, а каплевидный фонарь кабины предоставлял пилоту P-47 хороший обзор. Современный американский штурмовик Фэйрчайлд Рипаблик A-10 «Тандерболт» II обязан своим названием именно P-47.

Машина создана компанией Republic Aviation Company под руководством конструкторов русского и грузинского происхождения А. Н. Северского и А. М. Картвели.

Официальное название машины, как и у многих других моделей компании Republic Aviation, связано со словом thunder — «гром» (англ. thunderbolt — удар грома). За форму фюзеляжа машина получила неформальное прозвище «Джаг» (англ. Jug — кувшин). Британцы считали, что Jug является сокращением от Juggernaut (Джаггернаут — непреклонная сила) ссылаясь на рекордные размеры и вес, высокую мощность двигателя и внушительное вооружение самолёта. Другое неформальное название самолёта — T-bolt.

P-47 «Тандерболт» был спроектирован американским авиаконструктором грузинского происхождения Александром Михайловичем Картвели. Он должен был заменить Seversky P-35, разработанный ранее русским эмигрантом Александром Николаевичем Северским. В 1939 году, Republic Aviation спроектировали демонстрационный самолёт AP-4 с звёздообразным двигателем Pratt & Whitney R-1830 с турбонаддувом. Было построено небольшое количество P-43, в это время Republic работали над более совершенным P-44 «Рокет» с двигателем большей мощности, а также над проектом истребителя AP-10, который был легковесным самолётом с 12-цилиндровым двигателем Allison V-1710 с жидкостным охлаждением и вооружённый восемью 12,7-миллиметровыми пулемётами M2 Browning. Воздушный корпус Армии США поддержал проект и дал ему обозначение XP-47.