PZL.37 Łoś


ПЗЛ-37 «Лось» (польск. PZL.37 Łoś) — двухмоторный польский самолёт-бомбардировщик времён Второй мировой войны. Считается единственным польским самолётом, соответствовавшим стандартам авиации времён Второй мировой.

Бомбардировщик воплотил в себе передовые концепции самолётостроения середины 1930-х годов, в числе которых были:

Именно эти технические решения выгодно отличали польский бомбардировщик от большинства подобных серийных машин, созданных в конце 1920-х — начале 1930-х годов. «Лось» принадлежал к бомбардировщикам последнего на тот момент поколения и обладал большей скоростью по сравнению с другими самолётами. По совокупности боевых качеств «Лось» относился к лучшим бомбардировщикам начального периода Второй мировой войны.

В СССР на два года раньше эти идеи были воплощены в родоначальнике советских скоростных бомбардировщиков самолёт СБ -- первый из них был построенный в 1934 г. под руководством А. Н. Туполева. Также стоит отметить в польском самолёте большое количество импортных узлов и агрегатов (см. ниже), советский СБ выгодно отличался -- все детали производились в СССР. Кроме того, как оказалось в ходе краткосрочного боевого применения "Лосей" -- их скорость оказалась ниже расчётной. Также в ходе боёв была установлена крайне низкая возможность самозащиты с воздуха "Лосей" от атак самолётов Люфтваффе. И если с немецкими самолётами "Лоси" плохо, но справлялись -- против советских истребителей (на стороне Румынии) они показали ещё более плохие результаты. Ко второй половине войны самолёты такого типа полностью устарели.

Одним из первых иностранцев, увидевших новый самолёт, стал глава МИД Италии Галеаццо Чиано. На авиационном заводе министр иностранных дел увидел 54 выпущенных самолёта (всего же было выпущено около 120 самолётов), однако из них в полной боевой готовности было 27 машин. После возвращения в Италию Чиано отправил доклад о новом самолёте в министерство авиации (одновременно тот же доклад попал в Германию). Впрочем, самолёт был известен ещё раньше: машина побывала на авиавыставках в Париже и Белграде, показав на скоростных испытаниях скорость 445 км/ч при бомбовой нагрузке в 2500 кг, и стала вторым самолётом-бомбардировщиком, чья максимальная скорость оказалась выше скорости истребителей. Первым был советский СБ (при не указанной нагрузке и наличии вооружения — скорость достигала 450 км/ч, но скорей всего ни один боевой самолёт на выставках не был с вооружением).

Проект был создан в 1934 году и получил индекс «Р.37». Он был призван заменить боевой вариант трёхмоторного самолёта Fokker F.VIIb-3m, который выпускался по лицензии в Люблине. Автором проекта был главный конструктор PZL Ежи Домбровский. Проект был одобрен в июле, а в октябре был создан деревянный макет. Поляки решили создать самолёт с алюминиевой конструкцией (она была дороже, но прочнее и легче). В апреле начали строиться четыре прототипа, три из которых предназначались для полётов, а четвёртый для статических испытаний.