QR-код


QR-код[a] (англ. Quick Response code «код быстрого отклика»[2]; сокр. QR code) — тип матричных штриховых кодов (или двумерных штриховых кодов), изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии. Его создателем считается Масахиро Хара[3]. Сам термин является зарегистрированным товарным знаком японской компании Denso. Штрихкод — считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. QR-код использует четыре стандартизированных режима кодирования (числовой, буквенно-цифровой, двоичный и кандзи) для эффективного хранения данных; могут также использоваться расширения[4].

Система QR-кодов стала популярной за пределами автомобильной промышленности благодаря возможности быстрого считывания и большей ёмкости по сравнению со штрихкодами стандарта UPC. Расширения включают отслеживание продукции, идентификацию предметов, отслеживание времени, управление документами и общий маркетинг[5].

QR-код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке на белом фоне, которые могут считываться с помощью устройств обработки изображений, таких как камера, и обрабатываться с использованием кодов Рида — Соломона до тех пор, пока изображение не будет надлежащим образом распознано. Затем необходимые данные извлекаются из шаблонов, которые присутствуют в горизонтальных и вертикальных компонентах изображения[5].


QR-код, ссылающийся на сайт мобильной версии сайта англоязычной Википедии.
Он же повреждённый, но всё ещё читаемый QR-код, ссылающийся на сайт http://en.m.wikipedia.org.
QR-код, используемый на большом рекламном щите в Японии, ссылающийся на сайт sagasou.mobi в Сибуя, Токио.
Реклама, специально разработанная таким образом, чтобы не мешать чтению QR-кода на здании Yokohama VIVRE[jp] в Иокагаме.