RIVA 128


RIVA 128 — GPU, выпущенный 1 апреля 1997 года компанией Nvidia. Стал одним из первых «народных» GPU с поддержкой 3D-ускорения. Название — акроним Real-time Interactive Video and Animation accelerator.[1]

Первый чип NV1, созданный Nvidia, работал по совершенно иной технологии рендеринга, основанной на квадратичном маппинге текстур, не поддерживаемой Direct3D. RIVA 128, напротив, был спроектирован с максимальной совместимостью с Direct3D 5 и OpenGL API. На кристалле этого GPU, выполненном по 350-нанометровому техпроцессу, размещалось 3,5 миллиона транзисторов; рабочая частота ядра — 100 МГц.[1]Этот чип один из первых использовал возможности шины AGP 1.0 (66 МГц) и был построен с учётом спецификаций Intel, реализованных в чипсете Intel 440LX для процессора Pentium II. Последний рекомендовался для полного раскрытия возможностей Riva 128.

Nvidia оснащала RIVA 128 4 мегабайтами новой на тот момент SGRAM-памяти, соединенной с графическим процессором 128-битной шиной на частоте 100 МГц.[1] Её пропускная способность составляла 1,6 ГБ/с. Это был оптимальный объём с учётом соотношения цена/производительность. Благодаря виртуальному DMA, механизму предварительной выборки и большому текстурному кэшу оптимизировался поток данных из ОЗУ, так что даже шина PCI не была «бутылочным горлышком», не говоря уже об AGP. Аппаратная сортировка треугольников разгружала центральный процессор.

Максимальное разрешение в режиме 3D составляет 960x720 точек. Поддерживается аппаратное ускорение видео форматов MPEG-1/MPEG-2.

Riva 128 имела и недостатки. Первый — «сырое» программное обеспечение: проблемы с драйверами долго преследовали пользователей, а нормальная поддержка OpenGL появилась уже ближе к концу жизненного цикла карты. Второй был связан с наложением текстур. Вместо попиксельной (per-pixel) точности наложения использовалось менее ресурсоемкое по-полигональное (per-polygon), что приводило к неприятным артефактам рендеринга, например щелям между текстурами. Со временем производитель выпустил обновленный драйвер, в котором реализовал попиксельную точность наложения. Третий недостаток был связан с контроллером памяти, который мог работать только с чипами на 8 Мбит. Но производитель изначально и не планировал выпускать версии с объёмом памяти, более чем 4 МБ, так что недостаток довольно условный.

Благодаря продуманной архитектуре производительность Riva 128 была сравнительно высокой, карта успешно конкурировала с Voodoo Graphics и, тем более, — с неудачным Voodoo Rush. Соперники от 3dfx Interactive нуждались в основной 2D-карте, уступали по максимальному разрешению, но зато предлагали поддержку проприетарного API Glide, который пользовался в то время большой популярностью у разработчиков игр.