Radio-Aktivität


Radio-Aktivität (нем. игра слов, которая может означать «Активность на Радио» или «Радиоактивность», английское название: Radio-Activity) — пятый студийный альбом немецкой электронной группы Kraftwerk, вышедший 31 октября 1975 года. Radio-Aktivität — первый полностью электронный альбом группы, а также второй, после Autobahn, концептуальный альбом, посвящённый на этот раз темам радиоактивного распада и радиосвязи. Все релизы альбома были двуязычными, с текстами песен как на английском, так и на немецком языках. Альбом сопровождался синглом с заглавным треком, который имел успех во Франции и Бельгии. Именно с этого альбома Kraftwerk стали работать в своём классическом составе квартета, состоящим из Ральфа Хюттера, Флориана Шнайдера, Карла Бартоса и Вольфганга Флюра.

После успеха своего предшественника Autobahn 1974 года, альбома, основанного на одноимённой сети автомагистралей Германии[3], Kraftwerk отправились в турне по Соединённым Штатам с "классическим" составом группы, сформированным Ральфом Хюттером, Флорианом Шнайдером, Вольфгангом Флюром и Карлом Бартосом, который присоединился в феврале 1975 года, в апреле и мае 1975 года[4].

Название альбома основано на игре слов, которую участники группы, проявив своё специфичное чувство юмора, выразили путём добавления всего лишь одного дефиса. В результате получился каламбур, основанный на двух темах, затронутых в песнях этого альбома: половина из них о радиоактивности, а другая — о феномене радио как такового. Однако музыкантам всё же пришлось выслушать упрёки в том, что они подобным названием прославляют радиоактивность. Бартос рассказал, что во время своего турне по Соединённым Штатам название было вдохновлено колонкой чартов в американском журнале Billboard[3], в которой были представлены наиболее популярные синглы под названием «Radio Activity»[5]. По словам Вольфганга Флюра, концепция возникла в результате многочисленных радиоинтервью, которые Ральф и Флориан дали во время своего американского турне[6].

Тема радио, напрямую связанная с электричеством и электроникой, уместно отразилась в звучании альбома: это был первый их альбом, полностью записанный при помощи электронных инструментов, без скрипок, флейты и гитар, как раньше.

В «Radio-Aktivität» нет традиционных пауз между композициями, как и песни на радио, они «наплывают» друг на друга. Альбом был спродюсирован Хюттером и Шнайдером самостоятельно, Карл и Вольфганг работали над электронной перкуссией. Вся музыка была написана Хюттером и Шнайдером, а над текстами сотрудничал Эмиль Шульт. Для этого альбома группа решила записать несколько вокальных партий на английском языке, и Шульт после некоторого обучения в Соединённых Штатах владел этим языком лучше, чем Хюттер или Шнайдер. Тим Барр отметил влияние, которое оказал его опыт в Соединённых Штатах на его способность говорить на этом языке, а также более тонкими способами[7].