Roland TR-808


Roland TR-808 Rhythm Composer (сокращённо TR-808) — драм-машина, выпускавшаяся японской корпорацией Roland в период с 1980 по 1983 год. Это одна из первых драм-машин, которая позволяла пользователям программировать ритмы вместо использования предустановленных пресетов. В отличие от своего ближайшего более дорогого конкурента, Linn LM-1, TR-808 генерирует звуки с использованием аналогового синтеза[англ.], а не путём воспроизведения сэмплов.

Выпущенная до мейнстрима электронной музыки TR-808 потерпела коммерческий провал. Выпустив около 12 000 единиц, Roland сняли модель с производства после того, как стало невозможно пополнить запасы полупроводников. В 1983 году ей на смену пришла TR-909.

В течение 1980-х годов TR-808 стала популярной среди андеграундных музыкантов благодаря своей доступности на вторичных рынках, простоте использования и своеобразному звучанию, особенно его гулкому бас-барабану. Драм-машина способствовала зарождению новых жанров музыки: электронных (включая EDM) и хип-хопа.

В конечном итоге модель приобрела культовый статус[англ.] и была использована для записи большего количества хитов, чем любая другая драм-машина.

TR-808 — это произведение искусства. Это инженерное искусство, оно так красиво сделано. Если у вас есть представление о том, что происходит внутри, если вы посмотрите на принципиальную схему и увидите, как неизвестный инженер Roland извлекал максимальную пользу из сверхограниченных технологий, это невероятно. Вы смотрите на принципиальную схему, как на оркестровую партитуру, и думаете, как, чёрт возьми, им пришла в голову эта идея? Это гениально, это шедевр.

В 1960-х годах драм-машины чаще всего использовались в дополнении к электроорганам. Они не позволяли программировать ритм, вместо этого в них были предустановленные пресеты, например боссановы[2][3][4]. В 1969 году компания Hammond Organ Company наняла американского музыканта и инженера Дона Льюиса[англ.] для демонстрации их продукции, в том числе электрооргана со встроенной драм-машиной, разработанной японской компанией Ace Tone[англ.][2]. Льюис был известен выступлениями с использованием модифицированных электронных инструментов за десятилетия до популяризации circuit bending[англ.], целенаправленного внесения ошибок и поломок в работающую схему с целью получения новых звуков. Он значительно модифицировал драм-машину Ace Tone, создавая свои собственные ритмы и проводя их через регулятор громкости в педали органа для акцентирования перкуссии[2].