SS.11


Разработка улучшенной версии SS. 10 (Nord-5203) началась в 1953 году как Nord-5210. Ракета задумывалась как тяжелая версия переносного ПЗРК SS.10 для применения с транспортных средств, кораблей и вертолетов. Ракета поступила на вооружение французской армии под обозначением SS. 11. Она использовалась как первая в мире противотанковая ракета, устанавливаемая на вертолет (на Alouette II).

Создан на базе SS. 10 по проекту французского инженера Жана-Мари Бастьен-Тири. Авиационный вариант SS. 11 обозначался как AS. 11 (AS – “air-sol” - воздух-земля). Испытания комплекса в облегчённом пехотном варианте (переносной пусковой установки) для ношения вручную проводились заводской командой испытателей с участием французских горнострелковых частей в высокогорных Западных Альпах на территории дофинского горного массива[1].

С 1962 года  выпускалась модель ракеты «SS. 11B», в которой часть оригинальной электроники была заменена твердотельными компонентами. Транзисторизация улучшила время отклика и управляемость, что уменьшило склонность к чрезмерной корректировке во время полета.  Эта версия использовалась для разработки пехотной версии, в которой оператор нес три боеголовки и имел «поясной ремень управления огнем», а трое других мужчин несли ракету без боеголовки.

Одним из самых необычных применений SS. 11 было использование, вероятно, самой маленькой противокорабельной ракеты в мире: шведская морская пехота использовала ее в качестве противодесантного корабля на протяжении десятилетий, пока она не была заменена специализированной версией AGM -114 «Хеллфайр» . Он также использовался финской береговой артиллерией для прикрытия узких каналов на архипелаге, заменив в этой роли израильский SPIKE ER (Rannikko-Ohjus 06).

Ракета была принята на вооружение в 1956 году французской армией. А позже армией США и Израиля. США приняли AS. 11 на вооружение в 1961 г., производили ракету по лицензии под обозначением AGM-22 и использовали её на вертолётах UH-1 Iroquois («Ирокез») до 1976 г. Так же применялась во Вьетнаме в 1966-1972 г.г. В Израиле SS. 11 получили название “Тагер”, однако чаще применялось официальное обозначение. Несмотря на то, что Израиль имел на вооружении эти ПТРК, использовался только его предшественник - SS. 10.

Широко экспортировались Францией различным странам мира (не менее 36, включая Иран, Ливан, Ирак, Ливию и Саудовскую Аравию). Кроме США, производилась по лицензии в ФРГ, Норвегии и Индии. Лицензиатом в США выступала компания «Дженерал электрик», которая зарезервировала за собой право на производство усовершенствованных SS. 11B для размещения на самоходной колёсной или гусеничной платформе[2][3]. Производством ракет для Армии Норвегии занималась Kongsberg Våpenfabrikk[en][4].