Savoia-Marchetti S.55


Savoia-Marchetti S.55 — итальянский гидросамолёт (двухкорпусная летающая лодка — гидроплан-катамаран[1][2]). Разработан и производился предприятием Savoia-Marchetti (la S.I.A.I.)[3][4] с 1926 года (также выпускался компаниями Cantieri Ruiniti dell’Adriatico — CRDA[5] и Piaggio) в нескольких модификациях[6]. Выпущено более 200 самолётов. Установил ряд рекордов в своём классе. Начало работ по проекту — 1922 год. Конструктор — Алессандро Маркетти. Первый полёт — август 1924 года.

В 1922 году техническим директором и главным конструктором итальянской авиастроительной фирмы SIAI (Societa Idrovalanti Alta. Italia) был назначен Алессандро Маркетти. В это время Комиссариат Аэронавтики Италии объявил конкурс на создание проекта "гидросамолёта-торпедоносца открытого моря". Техническим заданием оговаривалась боевая нагрузка в одну тонну[7].

Несколько авиастроительных фирм представили свои проекты, где все машины были традиционной компоновки - лодка-биплан и два поддерживающих поплавка под крылом. Исключением стал проект представленный фирмой SIAI[7].

Проект предложенный Алессандро Маркетти имел необычную схему. Маркетти пришёл к выводу, что наилучшим вариантом станет двухкорпусная летающая лодка, это позволит без проблем разместить под центропланом торпеды и бомбы. Схема катамарана давала высокую степень устойчивости, позволявшая преодолевать высокую волну. Размещение двигателя над центропланом снижало риск залива их морской водой. Проект, получивший название S.55, представлял собой реализацию этой идеи[7].

Первоначально фирма SIAI получила заказ на изготовление двух опытных прототипов S.55., которые начали строить на заводе в Сесто-Календе. После успешных лётных заводских испытаний самолёт передали военным. Военные выявили ряд недостатков - недостаточный обзор из кабины, низкая скорость, также военные специалисты полагали, что пилот не сможет приводниться коснувшись поверхности воды одновременно днищами двух лодок. И ВМС Италии отказались принимать S.55 на вооружение[7].

Для реализации своего проекта фирме пришлось искать других заказчиков. Большой внутренний объём фюзеляжей позволял, вместо военного оборудования, разместить пассажирский салон на 5 мест. Была разработана пассажирская модификация S.55C. Пассажирские салоны оборудовали большими прямоугольными иллюминаторами. Всего самолёт мог перевозить пять пассажиров в каждой лодке и трёх членов экипажа. Этим проектом заинтересовалась авиакомпания AEI (Aero Espresso Italiana), которая заказала несколько экземпляров. Испытания S.55C были проведены в 1925 году и завершились полным успехом. В течение 1925-1926 годов авиакомпания AEI получила семь заказанных самолётов[7].