Sega против Accolade


Sega Enterprises Ltd. v. Accolade, Inc., 977 F.2d 1510 (9th Cir. 1992), или Sega против Accolade — дело, в ходе которого Апелляционный суд США по девятому федеральному апелляционному округу применил американское законодательство об интеллектуальной собственности к вопросу обратной разработки компьютерного программного обеспечения. Издательство Accolade выпустило нелицензированное программное обеспечение для игровой приставки Sega Genesis и осуществило это с помощью обратной разработки программного обеспечения компании Sega. Дело затрагивает несколько частично пересекающихся вопросов, в частности область действия авторского права, допустимое использование товарных знаков и сферу действия доктрины добросовестного использования компьютерных программ[1].

Вначале иск был подан в Федеральный окружной суд Северного округа Калифорнии, который вынес решение в пользу компании Sega, запретив компании Accolade выпускать новые игры для Genesis и потребовав от неё отозвать все выпущенные ею игры для этой приставки. Решение было обжаловано в апелляционном суде девятого округа на том основании, что обратная разработка приставки Genesis была защищена законом о добросовестном использовании. Апелляционный суд отменил решение окружного суда и постановил, что использование компанией Accolade технологии обратной разработки для издания игр для Genesis было защищено законом о добросовестном использовании и что предполагаемое нарушение товарных знаков Sega является виной самой компании Sega. Это дело часто цитируется в других делах, связанных с обратной разработкой и принципом добросовестного использования.

В марте 1984 года компания Sega Enterprises Ltd. была приобретена её бывшим генеральным директором Дэвидом Розеном, а также группой спонсоров. Хаяо Накаяма, один из этих спонсоров, был назначен новым генеральным директором компании Sega. После краха аркадной индустрии Накаяма решил сконцентрировать усилия компании на развитии рынка домашних игровых приставок[2]. В это время компанию начала беспокоить большая распространённость пиратства программного обеспечения в Юго-Восточной Азии и в основном на Тайване. Тайвань не подписал Бернскую конвенцию, что серьёзно ограничивало юридические возможности Sega в этом регионе. Тем не менее законодательство Тайваня позволяло подавать в суд за нарушения прав на товарный знак[3]. Sega, как и её конкурент Nintendo[4], разработала систему защиты для своих приставок, чтобы оградить себя от пиратства и нелицензированных издателей[4], по которой товарный знак Sega для лицензионных игр выводился самой приставкой. Несмотря на это, компьютерные пираты нашли способы запускать свои игры без вывода товарного знака[3].