Solaroad


Solaroad (произносится Солароуд и примерно переводится как «Солнечная дорога») — велосипедная дорожка в городке Кроммени[нидерл.] (Занстад, Северная Голландия, Нидерланды)[1]. Первое в мире сооружение такого типа, созданное из солнечных батарей[2].

Толчком к созданию такого объекта послужила мысль, что солнечные батареи, выполненные в виде дороги, будут иметь заметно бо́льшую площадь, чем аналогичные батареи, установленные на крыше дома, при этом визуальное влияние на ландшафт будет практически незаметным. К примеру, площадь дорог Нидерландов примерно вдвое больше, чем площадь крыш всех домов страны[3]. Длина этой дорожки составляет 72 метра. Электроэнергия, вырабатываемая ею, может быть использована для уличного освещения, подзарядки электромобилей и других нужд[1]. Поверхность дорожки представляет собой сборные панели размером 2,5 на 3,5 метра и толщиной один сантиметр, сделанные из закалённого стекла, под которыми располагаются собственно солнечные батареи. Дорожка выдерживает 12-тонный грузовик[4]. Непосредственно рядом с «солнечной» велодорожкой проложена обычная, предназначенная для тестирования разных типов поверхности[2].

Исполнителями работ стали Нидерландская организация прикладных научных исследований[нидерл.], Royal Imtech N.V.[нидерл.] и Ooms Civiel[3]. Деньги на строительство в размере 1,5 миллиона евро выделила провинция Северная Голландия, которая и стала владельцем объекта. Итоговая стоимость проекта составила 3,5 миллиона евро, недостающую сумму добавили вышеуказанные организации и правительство страны[5].

Проект разрабатывался с 2009 года[1]. Открытие объекта состоялось 21 октября 2014 года, 12 ноября того же года состоялось повторное торжественное открытие министром экономики, сельского хозяйства и инноваций Хенком Кампом[нидерл.][9]. С 26 декабря 2014 года по 8 января 2015 года[9][10] и в октябре 2015 года дорожка была закрыта в связи с ремонтом: на некоторых участках произошло отхождение стеклянного слоя и его повреждение.
За первый месяц работы Solaroad выработала количество энергии, достаточное для жизни одной семьи[10].
После полугода «испытательного срока» инженеры сообщили, что «результаты лучше, чем ожидалось»[4] — за шесть месяцев каждый квадратный метр дорожки выработал 35 кВт электричества. За это время по дорожке проехали около 150 тысяч велосипедистов[11].
Австралийский инженер-видеоблогер Дэвид Джонс[англ.] провёл исследование, изучив выработку электроэнергии за полгода и год Solaroad и обычными солнечными батареями, расположенными на крышах домов неподалёку. Он пришёл к выводу, что традиционные солнечные батареи вдвое эффективнее новой велодорожки[12][13].
В настоящее время рассматривается возможность движения электромобилей по дороге такого типа без подзарядки; возможность строительства полноценных автодорог из солнечных батарей[14], например, во Франции[15].