Sony против Connectix


Дело Sony Computer Entertainment против Connectix Corporation, 203 F.3d 596 (2000) — судебный процесс в США, окончившийся решением Апелляционного суда девятого округа, который постановил, что копирование защищенного авторским правом BIOS при разработке программного обеспечения-эмулятора не является нарушением авторских прав, а подпадает под принцип добросовестного использования. Суд также постановил, что репутация товарного знака Sony «PlayStation» не пострадал из-за продаж Connectix Corp. своего программного эмулятора Virtual Game Station.

В июле 1998 года компания Connectix начала разработку эмулятора Virtual Game Station (VGS) в качестве программы для Macintosh, имитирующей аппаратное обеспечение и прошивку популярной игровой консоли Sony PlayStation. Пользователи VGS получали возможность запускать игры, разработанные для PlayStation, на компьютерах Macintosh, позднее планировался выпуск версии для Windows. Разработка эмулятора была основана на обратном инжиниринге BIOS PlayStation, сначала с использованием неизменённого BIOS для разработки эмуляции оборудования, а затем с разработкой собственного варианта BIOS на основе оригинальной прошивки с добавлением средств отладки. Во время разработки Connectix обращалась в Sony с просьбой о «технической помощи» для завершения VGS, но в результате в сентябре 1998 года просьба была отклонена.

Разработка Virtual Game Station завершилась в декабре 1998 года, в январе 1999 года вышла коммерческая версия эмулятора. Sony восприняла VGS как угрозу своему бизнесу по производству видеоигр и 27 января 1999 года подала жалобу на нарушение авторских прав, а также нарушение интеллектуальной собственности[1]. Sony заручилась поддержкой других производителей оборудования для видеоигр: Nintendo, Sega и 3dfx Interactive, а Connectix — других фирм-разработчиков программного обеспечения, а также и отраслевых ассоциаций[2].

Окружной суд также наложил арест на все копии BIOS, принадлежащие Connectix, и все производные копии, основанные или включающие BIOS, разработанный Sony. Однако Connectix успешно обжаловал это решение, и Апелляционный суд девятого округа отменили ранее вынесенное решение.

Апелляционный суд девятого округа сосредоточил внимание на том, было ли копирование прошивки PlayStation при обратном инжиниринге нарушением принципа добросовестного использования. Суд в значительной степени опирался на аналогичное дело Sega Enterprises Ltd. против Accolade Inc. 1992 году, из которого был сделан ключевой вывод, что копирование с целью обратного инжиниринга соответствовало принципу добросовестного использования. Решение было принято единогласно[2].

Каждый из четырех критериев добросовестного использования: сущность произведения, охраняемого авторским правом, величина и существенность использованной части, цель и характер использования, влияние на потенциальный рынок — рассматривался судом индивидуально.