Sri Lanka Railways


Государственный департамент железных дорог Шри-Ланки (англ. Sri Lanka Railways Department, сингальский язык: ශ්‍ ලංකා දුම්රිය සේවය īrī Laṃkā Dumriya Sēvaya, тамильский язык: இலங்கை புகையிரத சேவை), Sri Lanka Railways, SLR — владелец и основной оператор железных дорог Шри-Ланки. Находится в подчинении Министерства транспорта. Является преемником основанной в 1858 году Государственной железной дороги Цейлона (англ. Ceylon Government Railway).

Протяжённость железнодорожной сети Шри-Ланки составляет 1508 км широкой колеи (1676 мм). Линии соединяют столицу Коломбо с другими населенными пунктами и туристическими направлениями. Некоторые из маршрутов проходят по живописным местам: пересекают водопады, горы, чайные плантации, сосновые леса и мосты.

Железная дорога была построена на Цейлоне британским колониальным правительством в 1864 году. Она предназначалась в первую очередь для перевозки чая и кофе из холмистых регионов в Коломбо. Первой открылась линия длиной 54 км из Коломбо в Амбепуссу[3]. Первый главный инженер дороги Гилфорд Линдси Молесворт стал первым генеральным директором Государственной железной дороги Цейлона.

Основная магистраль получала продолжение в 1867, 1874, 1885, 1894 и 1924 годах, присоединив к сети города Канди, Навалапития, Нану-Ойя, Бандаравела и Бадулла[4]. Одновременно в течение первых ста лет строились ответвления, в том числе в 1880 году — линия до Матале, в 1895 году — линия вдоль побережья, в 1905 года — северная линия, в 1914 году — линия на остров Маннар, в 1919 — линия в долину реки Келани, в 1926 году — линия в Путталам и в 1928 году — линия в Баттикалоа и Тринкомали. За следующие 80 лет[5] значительных изменений железнодорожную сеть не происходило.

Золотой век Цейлонской железной дороги пришёлся на 1955—1970 годы, когда компанией руководил главный механик, а затем генеральный директор Б. Д. Рампала[6]. При Рампале была проведена модернизация основных железнодорожных станций за пределами Коломбо и реконструкция пути в Восточной провинции, чтобы позволило запустить более тяжелые и быстрые поезда. В это время появились экспрессы, многие из которых получили собственные имена, что превратило дорогу в современный и комфортный вид пассажирского транспорта[7].

До 1953 года на железных дорогах Цейлона использовались паровозы. Техническое перевооружение на тепловозную тягу также произошло под руководством Рампалы[7].