The Russian Review


The Russian Review (с англ. — «Русское обозрение») — ежеквартальный мультидисциплинарный научный журнал, посвящённый истории, литературе, культуре, искусству, кино, обществу и политике России (Российской империи, СССР и Российской Федерации). Был создан в 1941 году в США группой русских эмигрантов изначально как научно-популярный журнал.

В конце 1930-х годов в США на собраниях в Американской исторической ассоциации (AHA), Совете научных обществ[англ.] (ACLS), а также в русской эмигрантской среде обсуждалась необходимость в издании специального журнала, посвящённого России[1]. В итоге группа русских эмигрантов, в числе которых — преподаватель русской истории и литературы в Гарвардском университете М. М. Карпович, профессор русской истории и литературы в Дартмутском колледже Д. С. Мореншильд, доцент Пенсильванского университета Д. Н. Федотов-Уайт, историк А. Г. Тарсаидзе и учредитель Русского студенческого фонда в Нью-Йорке А. Р. Вирен, инициировала создание научного журнала о России, чтобы «представить широкую панораму русской жизни, истории, политики, экономики и культуры»[1].

Так как журнал должен был предназначаться в первую очередь для американского читателя, его решили издавать на английском языке, а чтобы не возникало сомнений в научной объективности, главным редактором решили избрать американского специалиста. Им стал уже известный к тому времени эксперт по российским и советским вопросам журналист и историк У. Г. Чемберлин, который ранее тринадцать лет (1922—1934) работал в СССР в качестве корреспондента газеты «Christian Science Monitor». Заместителем главного редактора был избран Карпович, должность ответственного редактора занял Мореншильд, а секретарём редакции стал Тарсаидзе[2].

Несмотря на свои крайне критические взгляды на советскую политику и господствующий в СССР режим, Чемберлин намерен был придерживаться научной объективности. Так, приглашённый сотрудничать с журналом специалист в области советской литературы и театра профессор Г. У. Л. Дана в своём письме Мореншильду выражал обеспокоенность тем, что главным редактором будет Чемберлин, «известный своей антисоветской позицией», которая «может сыграть на руку нацистам». Однако через месяц, оценив объективный редакторский подход Чемберлина, Дана в другом письме уже высказывается о нём с симпатией[2].