Tomorrow Never Knows


«Tomorrow Never Knows» (с англ. — «Что завтра - неизвестно») — песня английской рок-группы The Beatles, написанная в основном Джоном Ленноном и приписываемая дуэту Леннон — Маккартни. Композиция была выпущена в августе 1966 года в качестве заключительного трека их седьмого альбома Revolver, хотя это была первая песня, записанная для студийника. Песня ознаменовала радикальный отход от прошлого творчества The Beatles, поскольку группа полностью использовала потенциал студии звукозаписи, не задумываясь о воспроизведении результатов на концертах.

При написании песни Леннон вдохновлялся собственным опытом с галлюциногенным наркотиком ЛСД и книгой Тимоти Лири, Ричарда Альперта и Ральфа Мецнера[англ.] «Психоделический опыт (руководство по приёму психоделических веществ)». В записи использовались музыкальные элементы, чуждые поп-музыке того времени: конкретная, авангардная и электроакустическая музыка. В песне используются различные индийские инструменты такие как танбура и ситар. Композиция содержит нестандартный темп ударных и является единственной песней группы, которая записана в одной тональности. Часть вокала Леннона подавалась через колонку Лесли, которая обычно использовалась для органа Хаммонда. Гитарные партии и эффекты в песне звучали задом-наперёд и ознаменовали первое использование подобного звучания в музыке, хотя би-сайд «Rain», который группа записала с использованием той же техники, был выпущен более чем за три месяца до выхода Revolver.

«Tomorrow Never Knows» заложило основы нового стиля — психоделии: медитационной, сюрреалистической музыки, непривычной на слух, записанной на основе нетрадиционных звучаний.[4] В песне «Tomorrow Never Knows» описывается состояние человека в определённой ситуации (речь идёт об уроках потустороннего созерцания, медитации) и даётся понятийное определение этому состоянию и переживаемому чувству.[5] Эксперимент «Tomorrow Never Knows» получил развитие в других песнях Beatles («For No One», «Within You Without You»), а также в записях групп «прото-арта», таких как «Heroin» «The Velvet Underground» или же «The End» группы «The Doors».[6]

«Tomorrow Never Knows» — один из самых ранних экспериментов в мировой психоделической музыке и одно из наиболее новаторских произведений «Битлз». С её жутковатыми вокалами, монотонными ударными и пугающими звуковыми эскападами, «Tomorrow Never Knows» стала конечным выражением открытий и необыкновенных метаморфоз, которые произошли с «Битлз» после выхода альбома Rubber Soul.[7] Джордж Мартин, продюсер «Битлз», обычно скромный и немногословный, назвал её «тональной поэмой — что-то вроде современного Дебюсси».[8]