VR-образный двигатель


VR-образный двигатель — компоновочная схема поршневого двигателя внутреннего сгорания, при которой цилиндры двигателя расположены двумя рядами под таким небольшим углом друг к другу, который позволяет иметь им одну общую головку цилиндров на весь двигатель, как в случае двигателя рядной компоновки. Какое-либо пространство между цилиндрами обоих рядов здесь отсутствует, а верхняя граница обоих рядов цилиндров лежит в одной общей плоскости. Может иметь любое число цилиндров от 3- и выше, но практически известны только 4-, 5- и 6-цилиндровые двигатели.

Рядно-смещённая компоновка, которая обозначается буквами «VR», зародилась в 1920-е годы, когда компания Lancia наладила выпуск семейства V-образных моторов с очень маленьким углом развала цилиндров (всего 10-20°). На модели Lancia Fulvia V4 подобные моторы использовали до начала семидесятых годов. Отказ от такой компоновки был вызван прежде всего технологическими проблемами: сложностью отливки блока цилиндров, неравномерностью чередования вспышек и неудобной конструкцией распределителя зажигания, разным временем накопления для разных цилиндров.[1]

Лишь в 1991 году Volkswagen возродил рядно-смещённую схему, поскольку в то время немецкому концерну был необходим мощный шестицилиндровый мотор для поперечной установки на компактные модели Audi, Seat и Volkswagen[2]. Традиционный V6 оказался для них излишне широким. Кстати, новые двигатели получили обозначение VR, и с тех пор это название стало официальным для рядно-смещённых агрегатов. «VR» — аббревиатура двух немецких слов, обозначающих V-образный и R-рядный, то есть «v-образно-рядный». Двигатель, разработанный компанией Volkswagen представляет собой симбиоз V-образного двигателя с экстремально малым углом развала 15° и рядного двигателя. Его шесть цилиндров расположены V-образно под углом 15°, в отличие от традиционных V-образных двигателей, имеющих угол 60° или 90°. На моторах объёмом 3,6 литра (третье поколение) угол развала стал ещё меньше и составил 10,5 градусов. Поршни расположены в блоке в шахматном порядке. Совокупность достоинств обоих типов двигателей привела к тому, что двигатель VR6 стал настолько компактным, что позволил накрыть оба ряда цилиндров одной общей головкой, в отличие от обычного V-образного двигателя. В результате двигатель VR6 получился существенно меньше в длину, чем рядный 6-цилиндровый, и меньше по ширине, чем обычный V-образный 6-цилиндровый. Двигатель ставился с 1991 года на автомобили Volkswagen Passat, Corrado, Golf, Vento, Jetta, Sharan, Audi TT I/II, A3 II.

Первые 12-клапанные моторы VR6 имели заводские индексы «AAA» (объём 2,8 литра, мощность 174 л. с.) и «ABV» (объём 2,9 литра, мощность 190 л. с.). Позже в линейке моторов Volkswagen появились и другие модификации, вытекающие из данной компоновки:

Позднее, как развитие данной компоновки, появились двигатели R32 и R36, объёмом 3,2 л и 3,6 л соответственно.