Voodoo3


Voodoo3 — семейство видеокарт, разработанных и выпускавшихся компанией 3dfx Interactive. Данное семейство пришло на смену предыдущему продукту компании Voodoo2. Voodoo3 впервые было анонсировано на выставке COMDEX-98, первые продукты стали доступны на рынке в 1999 году.[1] Voodoo3 стал первым продуктом, выпускавшимся на мощностях недавно приобретенной 3dfx компании STB Systems.[2]

Ядро видеокарты с кодовым названием «Avenger» стало продолжением развития проекта 3dfx Banshee: у ядра появился второй блок маппинга текстур (texture mapping unit, TMU). Фактически, Avenger является Voodoo2 со встроенным 128-битным 2D-ускорителем и удвоенной частотой ядра.

Использование оригинальной архитектуры Voodoo2 обусловило и технические ограничения, которые приобрела новая видеокарта. Технически Voodoo3 отображала картинку в 16-битном цвете, однако само ядро оперировало полноценным 32-битным изображением (8 бит на канал, 16,7 млн цветов). Чтобы сэкономить объём кадрового буфера, ядро сжимало изображение до 16-битного представления. ЦАП карты использовал встроенный фильтр над сжатым изображением, который практически воссоздавал изображение в 24-битном цвете. По заявлениям самой 3dfx, полученное в итоге изображение соответствовало качеству «22-битного изображения».[3] Таким образом, технически являясь картой с 16-битной цветопередачей, Voodoo3 была способна выдавать картинку, сопоставимую с качеством 24-битного изображения от NVIDIA RIVA TNT2 и ATI Rage 128.

Внутреннее устройство Avenger не слишком отличалось от Voodoo2. Помимо описанной возможности обработки 32-битного изображения, ещё одним нововведением стал 128-битный 2D-ускоритель, впервые появившийся в Banshee. Именно благодаря ему Voodoo3 была признана одной из самых высокопроизводительных видеокарт своего времени на потребительском рынке[4][5].

Карты Voodoo3 2000, 3000 и 3500 отличались только частотой ядра и памяти: она составляла 143, 166 и 183 МГц соответственно. Хотя это теоретически могло давать преимущество над основным конкурентом RIVA TNT2 при использовании многопоточного текстурного заполнения, TNT2 практически в два раза обгоняла Voodoo3 при однопоточном текстурном заполнении, во многом благодаря тому, что у неё было два текстурных конвейера против одного многопоточного у Voodoo3.[6] В результате это приводило к недостаточной производительности в играх, не использующих многопоточное текстурирование. К моменту своего появления Voodoo3 не имела равных среди конкурентов при рендеренге таких игр как Quake III Arena и Unreal Tournament, так как ближайший конкурент RIVA TNT считался уже морально устаревшим[5]. Только выход RIVA TNT2, появившейся чуть позднее, позволил nVidia потеснить бесспорного лидера в бенчмарках[7].