Wayland


Wayland — протокол для организации графического сервера в Linux и других UNIX-подобных операционных системах. Разработка Wayland была начата Кристианом Хогсбергом (дат. Kristian Høgsberg), на тот момент сотрудником Red Hat, ныне членом Центра открытых технологий Intel[6]. Wayland является свободным ПО[7][8][9]. Название происходит от города Вэйланд[en], когда Хогсберг ехал через этот город, ему пришёл в голову концепт системы[10]. Названия родственных проектов Weston и Maynard (см. ниже) произошли соответственно от соседних городов Вестон[en] и Мейнард [11].

По мнению разработчиков, Wayland является «работой над ошибками» X.org, которые накопились за четыре десятилетия его развития. Кардинальное отличие от X.org заключается в том, что Wayland лишь управляет буферами (плоскостями) окон и возлагает всю отрисовку их содержимого на инструментальные пакеты (GTK, Qt и так далее). API рисования (drawing API) полностью отсутствует. Все версии протокола строго определены, а сама система определения версий продумана. У X.org есть серьёзная проблема с версиями разных расширений, часто перекрещивавшимися или дополняющими, вместо того чтобы быть самодостаточными и исключающими. Функцию композиции буферов осуществляет референтный композитный менеджер (менеджер-композитор) Weston, использующий как OpenGL ES, так и программную отрисовку. В состав Wayland также входит унифицированный протокол устройств ввода, предоставляющий одну виртуальную клавиатуру, одну виртуальную мышь и один экранно-сенсорный интерфейс — разделяемые всеми приложениями. Wayland знает о состояниях устройств ввода и способен запоминать их. (X.org напротив не сохраняет состояния устройств (stateless-протокол), но может быть настроен через файлы конфигурации.)

О Wayland его создатель отзывается так: