Westland Lynx


Westland Lynx — британский многоцелевой вертолёт. Работы по созданию многоцелевого вертолёта начались в 1967 году. Это был совместный проект английской фирмы Westland и французской Aérospatiale. В серийном выпуске участвовала Франция.

Фюзеляж типа полумонокок является цельнометаллической конструкцией. Вертолёт имеет две кабины: грузовую и кабину экипажа. Для проведения поисково-спасательных работ вертолёт оборудуется лебёдкой грузоподъёмностью 300 кг. Снаружи, с обеих сторон фюзеляжа имеются узлы для крепления оружия.

Вертолёт снабжён системой автоматического управления, современным радиооборудованием и сигнально-переговорными устройствами, доплеровской навигационной системой. В различных модификациях может использоваться как ударный, противолодочный и транспортный вертолёт, существует также гражданский вариант «Westland 30».

В 1981 году на вооружение стран НАТО поступили новые вертолёты «Lynx AH.Mk.5» с двигателями Rolls-Royce Gem 41-1 мощностью 446 кВт. Вертолёт хорошо зарекомендовал себя в Ираке.

В 1985 году впервые оторвался от земли «Lynx AH.Mk.7». Отдельные нововведения, внедрённые на этой модификации, уже были опробованы ранее на варианте «Lynx AH.Mk.5». При модернизации вертолёта большое внимание было уделено главному недостатку «Lynx» — высокому уровню вибрации и шума в кабине. На Мк.7 установили демпфер для гашения колебаний, генерируемых несущим винтом, изменили направление вращения рулевого винта на противоположное. На кабине появился контейнер с датчиками инфракрасной и телевизионной систем прицеливания. Наличие новой системы существенно повысило боевые возможности вертолёта при действиях в плохую погоду. От Mk.5 к Mk.7 перешла и силовая установка. В месте соединения хвостовой балки с фюзеляжем на выхлопные сопла двигателей установили систему подавления инфракрасного излучения: струя горячих выхлопных газов выбрасывалась в большой объём воздуха, и её температура значительно уменьшалась. За характерный внешний вид диффузоры этой системы были прозвали «мусорными ящиками».

В 1986 году на основе Mk.7 был создан многоцелевой ударный вертолёт Mk.9, предназначенный для уничтожения танков и бронированной техники противника. На вооружении он имеет 8 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) TOW, закреплённых по бортам фюзеляжа. Вертолёт может выполнять боевые задачи днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.