ZX81


Sinclair ZX81 — персональный компьютер, выпущенный компанией Sinclair Research в 1981 г. Эта модель последовала за ZX80, и явилась предшественником ZX Spectrum. Sinclair ZX81 является первым домашним компьютером по цене менее 50 фунтов (в виде набора для самостоятельной сборки).

Характерный вид этой модели, в корпусе чёрного цвета, с мембранной клавиатурой, являлся работой промышленного дизайнера Рика Дикинсона. Как и у ZX80, видеовыход был в формате телевизионного сигнала, для подключения к домашнему телевизору. Запись и считывание программ производилось со стандартного домашнего кассетного магнитофона. Историческая важность этой модели состоит в том, что это был первый домашний компьютер, стоивший менее 100 долларов США (в виде комплекта радиодеталей для сборки), что привело к большому объёму продаж. Компания Timex выпустила американскую версию этого компьютера, под названием «Timex Sinclair 1000».

Первоначально машина поставлялась по почтовому заказу в форме набора для самостоятельной сборки по цене 49,95 фунта, либо в виде готового собранного изделия по цене 69,99 фунта, но позже ZX81 и все аксессуары продавались через сеть розничной торговли W.H.Smith (ZX81 стоил 69,99 фунта, модуль 16 K ОЗУ — 49,99 £, принтер — 49,99 £)[1].

В апреле 1982 года, к началу продаж ZX Spectrum, общий объём продаж ZX81 подходил к 400 000 экземпляров.[2]

Как и в ZX80, использовался процессор фирмы NEC совместимый с Zilog Z80, работающий на частоте 3,25 МГц. Схематика основной платы была переработана, и теперь на ней было всего 4 или 5 микросхем: микропроцессор Z80A, ПЗУ, одна или две микросхемы ОЗУ и заказная микросхема матричной логики ULA (заменяющая 17 микросхем дискретной логики ZX80). Объём системного ПЗУ вырос до 8 КБ, встроенный Sinclair BASIC теперь поддерживал арифметику с плавающей точкой. Позднее компания предлагала эту версию ПЗУ в качестве обновления для модели ZX80.

В базовом комплекте системы было всего 1 КБ ОЗУ. Эта память использовалась для хранения системных переменных, образа экрана, программ и данных. Экран был только текстовым — 24 строки по 32 символа. Графика имитировалась 16 символами псевдографики, что позволяло имитировать графический режим 64 × 48 точек. Для экономии памяти буфер экрана хранил не все символы строки, а только минимальную её часть: если в строке было только 12 символов, то хранились только эти 12, плюс символ переноса строки, остальная часть строки считалась пустой. Используя эту особенность, при экономии памяти старались использовать только левую верхнюю часть экрана. Кроме того — также для экономии памяти — ключевые слова языка Бейсик записывались в виде однобайтных токенов.