Айрапетян, Борис Александрович


Бори́с Алексáндрович Айрапетя́н (Бори́с Беглáр) (23 июня 1955, Ереван, СССР) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, продюсер, монтажёр, композитор и художник. Лауреат международных премий, основатель национальных премий «Святая Анна» (1993).

Начало режиссёрской карьеры Бориса Айрапетяна казалось весьма успешным. Его музыкальный видеофильм «Мост» и кинофильм «Там, где небо лежит на земле» совершили турне по различным международным фестивалям, где не только не остались без внимания, но были неоднократно поощрены: премия Чикагской киноассоциации (1990, «Там, где небо лежит на земле»), КФ «Дебют» в Москве Гран-при (1989, «Там, где небо лежит на земле»), премия «Эмми» Американской академии искусств и телевизионных наук (1989, «Мост»).

Полнометражным дебютом Бориса Айрапетяна стал фильм «Убийца» (1994, МКФ в Мангейме, Приз экуменического жюри, фильм «Фестиваля Одной Картины») — усложнённое и несколько сбивчивое по интонации авторское высказывание, где причудливо переплелись мотивы религиозных исканий, рефлексия по поводу кинематографа и объяснение в любви к музыкальным кумирам — Бетховену и «Битлз».

После «Убийцы» Борис Айрапетян на неопределённый срок оставил режиссуру и нашёл себя на продюсерском поприще, создав и возглавив ежегодный конкурс студенческих и дебютных работ «Святая Анна». Конкурс проводится, начиная с 1993 года, и включает курсовые и дипломные работы учащихся киношкол России, СНГ, а с 1998 года — и дальнего зарубежья. «Святая Анна» не является инструментом удовлетворения непомерных амбиций спонсоров. Она ставит перед собой другие задачи, и в этом смысле роль, которую уже сыграла и ещё сыграет «Святая Анна» в современном кинематографическом процессе, уникальна: сегодня это единственный в России фестиваль, где представлено поколение кинематографистов, вступающих в профессиональную жизнь на исходе миллениума.

Когда-то Пушкин писал Вяземскому, что сочиняет "Евгения Онегина" - не роман, а роман в стихах, и подчеркивал: "дьявольская разница". Фильм и фильм-опера тоже дьявольская разница.

Печально, но факт: у нас, фильм-опер снимается сейчас до обидного мало. И обращаются к этому жанру, как правило, художники одержимые, жрецы чистого Искусства.