Андреа дель Кастаньо


Андреа дель Кастаньо (итал. Andrea del Castagno, устар. Andrea dal Castagno; около 1420, Сан-Годенцо, Тоскана — 19 августа 1457[1][2], Флоренция) — итальянский художник эпохи Возрождения.

Родился в небольшой деревне Кастаньо недалеко от Флоренции. Настоящее имя — Андреа ди Бартоло ди Барджилла (итал. Andrea di Bartolo di Bargilla). Его отец владел домом и небольшим участком земли. Относительно времени его рождения точных данных нет, обычно указывают даты между 1419 и 1421 годами. После начала Ломбардских войн семье пришлось покинуть родные места, но в 1428 году она вернулась в Кастаньо[3].

Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях…» приводит легенду о приобщении Андреа к искусству. Согласно Вазари, будущему художнику приходилось пасти стадо в родной деревне, и

«однажды, когда он занимался этим, случилось так, что, спасаясь от дождя, он попал в одно место, где один из тех деревенских живописцев, что работают за гроши, расписывал божницу у какого-то крестьянина. Андреа, который ничего подобного никогда не видел, охваченный внезапным изумлением, стал внимательнейшим образом смотреть и приглядываться, как производится такая работа, и у него внезапно появилось огромнейшее желание и настолько лихорадочное стремление к этому искусству, что, не теряя времени, он принялся на стене и камнях углем и кончиком ножа выцарапывать и рисовать животных и людей так бойко, что вызывал в тех, кто его видел, немалое удивление. И вот среди поселян пошла молва о странных занятиях Андреа; когда же это дошло (как угодно было его судьбе) до ушей одного флорентийского дворянина, по имени Бернардетто деи Медичи, у которого там были владения, Бернардетто пожелал познакомиться с этим мальчиком. И когда он его в конце концов увидел и услышал его весьма бойкие рассуждения, то спросил его, не хочет ли он посвятить себя искусству живописца. Андреа ответил ему, что ничего более приятного с ним случиться не могло бы, и тот увез его с собой во Флоренцию, чтобы он мог усовершенствоваться, и устроил его работать у одного из тех мастеров, которые тогда считались лучшими»[4]

В ренессансной Флоренции применялась процедура символической позорной казни для предателей, бежавших из города и находившихся вне пределов досягаемости. Таких преступников, согласно приговору, изображали в позорящем их виде на стене Палаццо дель Подеста. После битвы при Ангиари, то есть около 1440 года, молодой художник Андреа дель Костаньо выполнил такой заказ. Он изобразил выступавших на стороне противника членов семей Альбицци и Перуцции повешенными за ногу. За эту работу художник получил прозвище «Андреа дельи Импиккати» (итал. Andrea degli Impicchati), что значит «Андреа повешенных». От этого неприятного прозвища он так и не сумел избавиться[6][7][8].