Ашок Кумар


Ашок Кумар Гангули, более известный как Ашок Кумар (англ. Ashok Kumar, хинди अशोक कुमार, настоящее имя — Кумуд Кумар Гангули[2][3][4], англ. Kumud Kumar Ganguly, или Кумудлал Кунджилал Гангули[5][6][7][8], англ. Kumudlal Kunjilal Ganguly; 13 октября 1911 — 10 декабря 2001) — индийский актёр, продюсер и режиссёр. Снялся в более 250 индийских фильмах[3][6]. Удостоен правительственных наград Падма Шри и Падма Бхушан и высшей кинематографической награды Индии — Премии имени Дадасахеба Пхальке.

Ашок Кумар (урожденный Кумуд Гангули) появился на свет 13 октября 1911 года в Бхагалпуре (ныне штат Бихар) в семье обеспеченных бенгальских заминдаров (помещиков), эмигрировавших из Бенгалии[5] и вырос в Кхандве (ныне штат Мадхья-Прадеш)[9]. Родителями Ашока были Кунджилал и Гаури Деви Гангули[10], в семье было ещё трое детей: дочь Сати Деви (род. 1916, вышла замуж за продюсера Шашадхара Мукерджи[англ.], бабушка актрисы Каджол) и сыновья Ануп Кумар[англ.] (род. 1924) и Кишор Кумар (род. 1929), также ставшие актёрами Болливуда. Отец Ашока, его деды и дяди были юристами[11][12] и прочили ему такую же судьбу, отправив изучать право в Калькутту. Однако он сам мечтал стать режиссёром[12], поэтому бросил учебу и 28 января 1934 года приехал в Бомбей[13].

В Бомбее он, с помощью своего зятя Шашадхара, который в то время работал звукооператором в Bombay Talkies[англ.], устроился работать на киностудию лаборантом[14], чтобы накопить денег на обучение кинопроизводству в Германии[5][15]. Ашок не думал становиться актёром, так как в то время это была непрестижная профессия. Однако владелец студии, режиссёр Химаншу Рай[англ.], убедил его сняться в фильме «Ладья жизни»[16] (Jeevan Naya, 1936), когда актёр, который должен был сыграть главную роль, сбежал с женой режиссёра, актрисой Девикой Рани[12]. Она вскоре вернулась, поссорившись с любовником, и стала первой экранной партнершей Ашока Кумара. Вместе они снялись в пяти фильмах подряд в 1936—1937 годах. Их фильм «Неприкасаемая» (Achhut Kanya, 1936), где Ашок сыграл молодого брахмана, который был готов бросить вызов социальным нормам, женившись на девушке из низшей касты, имел необычайный успех[14]. Песня «Main ban ke chidiya», исполненная в фильме самим актёрами, популярна и в наши дни[17]. Однако, несмотря на успех фильмов, критики отмечали неловкость в актёрской игре Кумара[14].

Его следующей экранной парой стала Лила Читнис[англ.], а их фильмы Kangan (1939), Bandhan (1940) и Jhoola (1941) стали хитами и сделали его звездой[18]. Его актёрское мастерство к этому времени значительно улучшилось[14]. Примечательна также его роль радикального журналиста в фильме Naya Sansar (1941) по сценарию Аббаса.