Госуда́рственный о́рдена Трудово́го Кра́сного Зна́мени академи́ческий Большо́й теа́тр Респу́блики Узбекиста́н имени Алише́ра Навои́ (сокр. ГАБТ имени А. Навои, узб. Alisher Navoiy nomidagi davlat akademik katta teatri) — театр оперы и балета в Ташкенте, Республики Узбекистан и назван в честь поэта Алишера Навои. Театр основан 11 июня 1939 года.
История театра начинается с 1929 года, когда любители концертно-этнографического ансамбля под руководством Мухитдин Кари-Якубова, певец, руководитель ансамбля организовали профессиональный театр, танцевальную труппу возглавила Тамара Ханум[1].
Первая премьера опера М. Ашрафи «Буран» состоялась в 1939 г. на базе узбекского музыкального театра. Премьера первой узбекской оперы «Буран» 11 июня 1939 дала толчок к развитию национального музыкального театра. Опера, поставленная режиссёром Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем снискала успех зрителей и критиков. В роли Бурана выступили Карим Закиров и Михаил Давыдов, партию Наргуль пели Халима Насырова, Шахадат Рахимова, Сара Самандарова и Назира Ахмедова, генерал-губернатора — Мухиддин Кари-Якубов.
В том же 1939 году театр получил новый статус, ему было присвоено название Государственного узбекского театра оперы и балета.
В марте 1948 года, объединился с Ташкентским русским оперным театром им. Я. М. Свердлова (основан в 1918), получил название Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои.
В этот период на сцене театра были поставлены: оперы — «Пиковая дама», «Евгений Онегин» Чайковского, «Гюльсара» Садыкова и Глиэра, балеты — «Коппелия» Делиба, «Дон Кихот» Минкуса, «Красный мак» Глиэра, «Балерина» Мушеля. В 1959 году театру был дан статус академического. С 1966 года театр носит название Государственного академического большого театра имени Алишера Навои. В 50-70 годах репертуар театра значительно расширился. Этот период характеризуется не только постановками произведениями русских и западноевропейских классиков, таких как: «Трубадур», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Пан Воевода» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Князь Игорь» А. Бородина, «Фауст» Ш. Гуно, «Дуэнья» С. Прокофьева, «Арсенал» Г. Майбороды, балеты — «Спартак» А. Хачатуряна, «Дон Жуан» Л. Фейгина, «Кашмирская легенда» Г. Мушеля, «Семург» Б. Бровцина, «Маскарад» Лапутина, но и постановками: национальных опер — «Дилором» (1958), «Проделки Майсары» Юдакова (1959), «Песнь о Хорезме» Юсупова (1964), «Свет из мрака» (1966) и «Перед зарёй» (1972) Р. Хамраева, «Двенадцатая ночь» (1968) и «Русские люди» (1970) Зейдмана, «Ойджамол» И. Хамраева (1969), «Бессмертие» Мусаева (1974); балеты — «Мечта» Акбарова (1959), «Человек, который смеется» Зейдмана (1962), «Сорок девушек» Фейгина (1967), «Сухайль и Мехри» Левиева (1968), «Амулет любви» (1969), «Тимур Малик» (1970) и «Любовь и меч» (1974) Ашрафи[2].