Димаев, Саид Умарович


Саи́д (Сайд-Эми́н) Ума́рович Дима́ев (24 августа 1939, Грозный — 28 марта 2005 или 29 марта 2005, Грозный) — чеченский музыкант, композитор, дирижёр, член Союза композиторов России, заместитель министра культуры Чечено-Ингушской АССР (1986—1991 годы), советник по вопросам культуры и искусства Главы Чеченской Республики (1994—1995 годы), сын Умара Димаева.

В 1957 году поступил в Чечено-Ингушское музыкальное училище на композиторское отделение в класс Заслуженного деятеля искусств СССР, доцента Л. М. Шаргородского и в 1963 году окончил его как композитор-теоретик. В том же году поступил на музыкально-теоретическое отделение Московского государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, но впоследствии перевёлся на композиторское отделение. Занимался композицией в классе профессора Олега Константиновича Эйгеса. Посещал мастер-класс выдающегося советского композитора Арама Ильича Хачатуряна.

По окончании института в 1968 году два года работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, а также преподавал полифонию, гармонию и анализ формы в Грозненском музыкальном училище.

В 1970 году Саид Димаев стал художественным руководителем Государственной Чечено-Ингушской филармонии. При его участии были созданы национальные фольклорные и эстрадные коллективы ансамбль «Зама», группа «Весёлый час», детский коллектив «Звезды» и другие. Был одним из организаторов гастролей известных советских исполнителей эстрадного и классического музыкального искусства: группы «Веселые ребята» под руководством Павла Слободкина, Аллы Пугачёвой, известного виолончелиста Леонида Грача, группы «Ариэль», симфонического оркестра Северной Осетии под руководством Павла Ядыха и многих других.

Впоследствии стал главным дирижёром и художественным руководителем оркестра народных инструментов Госкомитета Чечено-Ингушской АССР по телевидению и радиовещанию.

Работал в самых разных жанрах: песни, романсы, симфонические и камерные произведения, оркестровые сюиты. Также создавал музыку к кинофильмам, театральным постановкам, писал вариации народных мелодий, написал произведения, полностью охватывающие музыкальное воспитание на национальной основе, начиная с детского сада и завершая репертуаром для музыкального училища.